Формы и средства воспитания: методы и классификация

Максимовских Екатерина Николаевна

студентка 3 курса факультета Истории и права

Одним из методов воспитания, согласно классификации Г.И. Щукиной и Ю.К. Бабанского, является воспитывающая ситуация, которая создается с целью формирования у воспитанников определенных навыков, опыта правильного поведения. В чем заключается суть данного метода?

Воспитывающая ситуация – это такая проблемная ситуация, созданная преднамеренно или возникающая стихийно, при разрешении которой воспитанник своим поведением выявляет уровень развития своих личностных качеств. В роли этих качеств могут выступать способность к сотрудничеству с другими воспитанниками, организаторские способности, нравственные качества и т.д. Таким образом, главные задачи воспитывающей ситуации – это выявление уровня развития данных качеств, а также формирование и дальнейшее закрепление этих качеств у воспитанника.

Поэтому можно выделить следующие виды воспитывающих ситуаций:

— проверочная, целью которой является диагностика личностных качеств;
— воспитывающая, направленная на воспитание и развитие моральных убеждений;
— контролирующая и закрепляющая – с целью закрепления положительных побуждений поведения.
— не предусмотренная воспитателем, однако помогающая, и предусмотренная воспитателем, но мешающая.

Приведем примеры данных видов воспитывающих ситуаций.

Представим ситуацию: на урок приглашают человека, например, директора детского дома, который начинает с чувством рассказывать о детях, лишенных родительской заботы и любви, об их мечтах, об элементарной потребности в чьем-то участии. Ученики сопереживают сиротам, у них рождается желание помочь этим детям. Таким образом, мы можем судить о сформированности у них таких качеств, как доброта, сопереживание, желание помочь более слабым и т.п. Однако не все положительные намерения могут воплотиться в благие действия. Здесь огромную роль играет мотив выбора. Кому-то тяжело поскупиться своим личным временем, кому-то нелегко переступить через лень. Так или иначе, воспитанник встает перед выбором и не всегда, к сожалению, этот выбор решается в пользу реализации благих намерений. Происходит отсев, и только часть ребят воплощает свои намерения в поступки: собирает игрушки для детей-сирот, организует концертное выступление и т.д. Так воспитываются и закрепляются моральные убеждения.

Помимо преднамеренных ситуаций, т.е. искусственно созданных педагогом, существуют ситуации, которые возникают стихийно. Такие воспитывающие ситуации могут случаться с детьми в повседневной жизни, как правило, в общественных местах, где им приходиться контактировать с другими людьми. К ним также относятся ситуации, не предвиденные педагогом, к которым можно отнести случаи, например, когда воспитанники ссорятся между собой. Здесь педагогу приходится действовать интуитивно и, главное, тактично.

Во-первых, необходимо выявить причины, почему ребята ведут себя таким образом в присутствии взрослых и одноклассников.
Во-вторых, нужно выдвинуть задачи для решения этого конфликта
. В данном случае – это необходимость научить ребят держать свои эмоции под контролем в общении с другими людьми, научиться их уважать и т.п.
В-третьих, необходимо создать новую ситуацию
. Например, провести классный час и объяснить ребятам, как можно сдерживать свои эмоции и почему это так важно.
В-четвертых, предложить ребятам варианты решений, из которых они должны выбрать правильные
. В-пятых, проанализировать результаты воспитывающей ситуации. Произвела ли она на воспитанников нужный эффект или нет? Здесь очень важна обратная связь, т.е. ученики должны не просто понять, они должны это показать своим поведением, например, проявить интерес к психологии общения, обращаться к педагогу за советом и т.п.

Таким образом, воспитывающая ситуация имеет огромное значение в формировании личностных качеств детей (гуманности), их «нравственного стержня», позволяют правильно скорректировать их поведение.

Средства воспитания — прохождение различных видов деятельности до становления личности. В процессе деятельности человек преодолевает трудности, приобретает положительный и отрицательный опыт. К заранее намеченной цели идет поэтапно. Постепенно создаётся благоприятная атмосфера для приобретения и формирования морально устойчивого, волевого характера человека, со всеми положительными качествами.

Воспитывающая ситуация

Воспитывающая ситуация создаётся сознательно или естественно.

Сознательно созданная

Сознательно — когда воспитатель своим примером закрепляет уровень развития воспитуемого, и в дальнейшем продолжает закреплять положительные качества у своих учеников.

Сознательная воспитывающая ситуация создана верно, когда воспитаннику дается выбор. Норма общественного поведения должна побороть внутренние побуждения. Грамотно предоставленные ситуации помогут воспитаннику правильно развиваться и помогут в формировании сильной личности.

Виды воспитывающих ситуаций:

  • проверочная ситуация — проверяют личные качества, которыми обладает воспитуемый;
  • воспитывающая ситуация — специальное направление, чтобы развить моральные убеждения;
  • контролирующая — проводится для закрепления хорошего поведения;
  • не предусмотренная — возникшая спонтанно, но разбирающаяся педагогом по полочкам.

Пример воспитывающей ситуации: преподаватель рассказывает о бездомных животных, как трудно им живётся без помощи человека. Дети начинают сопереживать животным, хотят им помочь, защитить. Здесь можно судить о формировании таких качеств, как доброта, сопереживание у этих ребят. На другой день дети обязательно помогут животным, пусть все, но большая их часть. Так воспитываются хорошие побуждения и моральное поведение.

Спонтанная (естественная)

Ссора между воспитанниками — это неожиданная ситуация. Преподаватель действует по своей интуиции, внимательно и тактично. Выявляет обстоятельства, вызвавшие ссору и причину такого поведения.

Воспитатель учит управлять эмоциями при общении с окружающими, уметь выслушать мнение другого человека. Создаёт непредвиденные обстоятельства, неожиданные для ребенка. Проводит классный час на тему как научиться управлять эмоциями.

Также педагог предлагает учащимся различные варианты решения вопроса, а дети самостоятельно выбирают правильный ответ и анализируют всё происходящее. Учитель должен увидеть, как поняли ребята правильность выхода из сложившейся проблемы.

Воспитывающая ситуация формирует личности людей, вырабатывает положительные качества в поведении, чтобы дети могли в любых возникших условиях выбрать правильное решение и поведение.

Методы и формы воспитания

Методы воспитания — направление воспитания, поиск правильных способов укрепления характера человека.

Выявляют:

  • воспитание социальное — воздействие на личность общественного мнения;
  • воспитание педагогическое — человек обучается целенаправленно, приобретая нужные убеждения, данные учителем;
  • воспитание конкретной задачи — трудовой, эстетической, физической, экономической, гражданской.

Формы воспитания — это стандарты, при помощи которых педагог влияет на ребенка. Ожидается, что в результате воспитания ученик самостоятельно будет познавать азы самовоспитания.

Основная терминология:

  • Умение — выполняются действия уже по известным технологиям и с отличным результатом.
  • Навык — когда выполняется действие без особых волевых усилий, автоматически.
  • Убеждение — передаётся сообщение другом человеку, в том виде, как её видит передающий.
  • Воспитание убеждения — это учения и знания, получаемые при воспитании. Убеждения выравнивают мировоззрение и поведение человека в лучшую сторону. Приобретаются целеустремлённые качества.
  • Самоубеждение — когда человек своими убеждениями, доказывает правильность решения проблемы.
  • Поведение — совокупные действия человека в жизни, соответствующие общепринятым правилам в обществе. Поведение расценивается как удовлетворительное, неудовлетворительное и примерное. Задача преподавателя скорректировать поведение к общепринятым нормам и убрать все нежелательное.

Классификация методов и форм

Методы воспитания:

Упражнения приобретаются посредством неоднократного повтора, постоянно совершенствуя определенные действия. Упражнения нацелены на приобретение и тренировку умения и навыков. Например, военные училища тренируют в ребятах выдержку и дисциплину.

Надёжный результат можно получить с применением метода «поощрения и наказания».

Поощрение — похвала за хорошее качество, поведение. Поощрения преподносятся в разном виде, от словесной похвалы до материального стимулирования. Публичные поощрения — самые эффективные. Торжественная обстановка даёт положительный эффект.

Наказание — плохая оценка, когда осуждаются проступки, которые отличаются от общественных норм или переступают грань закона. Наказания вызывают чувство стыда, неудовлетворённости, помогают осознать поступок и приводят к исправлениям ошибок.

Процесс воспитания включает все методические указания и приёмы для хорошего поведения и воспитания. Убеждают словами, используют методические указания, силовые примеры, развивают чувства воспитанников, призывают их к разумным решениям.

Главную роль в воспитании оказывают упражнения, практика, при обучении воспитанники получают навыки, умение, опыт общения, вырабатывается достойное поведение в обществе и дома.

Метод наказания — это вспомогательный инструмент в воспитании.

Обучение правильному поведению

У детей разные характеры, и нужен индивидуальный подход к каждому ребёнку. Воспитание идёт от семьи. Зависит все от того, какими педагогическими навыками и образованием обладают родители, ведь именно родительское поведение всегда авторитетно для ребёнка.

Одни родители относятся к воспитанию попустительски, вторые — демократично, третьи — предельно строго.

Основные методы

Методом убеждения воспитывают детей в любом возрасте. Беседуя с ребёнком, родитель приводит достойные примеры, доказательства. Выясняет, почему ребенок так вёл себя в данной ситуации. Беседа проходит в тёплой обстановке, мягким уверенным голосом. К такому уверенному тону прислушается любой — будь то карапуз или сложный подросток.

Метод положительного подкрепления. За хорошие действия ребёнка хвалят, благодарят. Могут поощрить, дать конфету, разрешить посмотреть фильм. За проступок делают строгое замечание. Этот метод заключается в проявлении положительных эмоций к ребёнку. Сделал хорошее — нужно хвалить, обнять, улыбнуться, сказать добрые слова, к примеру, «хороший, умница», чем вызвать отличное настроение у ребёнка.

Метод отрицательного подкрепления. Его цель — вызвать неприязнь к плохому действию, чтобы подобного не повторилось впредь. Ребёнка наказывают, обязательно проговаривая, почему-то, что он сделал, — плохо. Наказание преподносится в разной форме. Малыша оставляют в одиночестве на несколько минут, он понимает, что его наказали за проступок. Также его могут посадить на стул, лавочку, чтобы он спокойно сидел. или «штрафуют» малыша, к примеру, не разрешают посмотреть мультики.

Запрещается в качестве «штрафов» заставлять учить уроки или убраться в комнате. Эти действия следует выполнять при любом поведении.

Дополнительные приемы

В некоторых ситуациях хорошо работают следующие методы:

  1. Метод дрессировки. Он предлагает: сделал хорошее дело — похвалили, плохое — наказали. Убрался в квартире, сразу же похвалили. В качестве награды пообещали сопроводить на каток.
  2. Метод «1−2−3». Применяется, когда ребёнок не может успокоиться. Считать нужно от одного до трёх, говорить медленно, чётко, спокойным голосом, и тогда ребёнок успокаивается. Если нет — применяют метод наказания.
  3. Метод «заезженная пластинка». Ребёнок не хочет идти в школу, плачет, упирается, не хочет одеваться. Не нужно вступать в перебранку, следует твёрдо сказать «Толя, одевайся, мы пойдём в школу». Видя, что взрослый не реагирует на капризы, он перестаёт манипулировать, успокоится и будет одеваться, поняв бесполезность своих капризов.
  4. Метод физического воздействия. В применении к ребёнку этот прием категорически запрещается. Психологи доказали, что он неэффективный и только травмирует психику ребёнка.

Чтобы воспитать хорошего человека, нужно наладить с ребёнком психологический контакт, и действовать на него положительными эмоциями. Все необходимые для жизни в обществе качества приходят только через добро и понимание.

Воспитание и обучение детей в дошкольном возрасте – это довольно трудный и ответственный процесс. На этом этапе развития у ребенка происходит становление личности, что ведет к последующему формированию его характера, привычек и способностей. Часто родителей волнует вопрос, с помощью каких средств и методов воспитания дошкольников можно провести подготовку к школе.

Дети дошкольного возраста — самые восприимчивые к воспитанию

Особенности дошкольного возраста

Развитие детей от рождения до зачисления в школьники происходит поэтапно. Изначально ребенок находиться в своем маленьком мире. Он интересуется вкусовыми качествами окружающих предметов, старается распознавать различные ароматы, совершает первые шаги и начинает выговаривать слова.

Далее следует дошкольный возраст, который обусловлено, делится на три периода:

  1. Младший – дети от трех до четырех лет. В это время происходит зарождение собственного «я». Ребенок уже знает, к какому относится он и окружающие. У него вырабатывается координация движений и мелкая моторика.
  2. Средний – дети от четырех до пяти лет. Период отмечается появлением мысленных действий с конкретными понятиями. У ребенка развивается самосознание и начинает сформировываться характер. Также разрабатываются сложные двигательные функции.
  3. Старший – дети от пяти до семи лет. В этом возрасте дошкольник начинает усиленно мыслить, распознавать свои обязанности и права, контролировать эмоции и поведение. Ребенок ловок и подвижен и легко поддается обучению.

3 периоды дошкольного возраста

Следующей ступенью формирования становиться школа. Как проявит ребенок себя в коллективе, насколько интересно будет для него обучение, что станет важным в этот период – во многом все зависит от дошкольной подготовки.

Ключевые новообразования дошкольного возраста

Совет родителям: формирование психики ребенка происходит от трех до четырех лет и очень важно в этот момент быть примером для малыша. От поступков родителей зависит дальнейшее установление целеустремленности, независимости и личности.

Методы для воспитания дошкольника

Воспитательные действия – это формы общеобразовательного процесса совмещенные с обучением. Воспитание детей до шести лет присутствует в общественных отношениях в семье и в учреждениях дошкольного возраста.

Воспитательная методика направленна включает в себя четыре категории воспитания:

  • формирование личности – установление взглядов, суждений и оценка возникших ситуаций;
  • организация действий – общение, взаимоотношения, приобретение опыта;
  • самооценка поведения, самоконтроль и анализ своих действий;
  • мотивация и побуждение к деятельности.

Формы воспитания детей

Для результативной подготовки ребенка к новому этапу его жизни используются различные приемы и формы воспитания.  Поощрение, убеждение, наказание и упражнение являются ключевыми способами воздействия на сознание, чувства и волю малыша для развития необходимых положительных качеств.

Эффективность процесса воспитания и обучения дошкольника достигается комплексным использованием всех форм организации педагогических действий.

Поощрение

Такой метод направлен на корректировку поведения ребенка. С помощью его можно научить дошкольника различать хорошие и плохие действия и понимать, что дозволено, а что нет. Поощрение укрепляет позитивные стороны поведения и мотивирует к хорошим поступкам.

Дети до шести лет восприимчивы к похвалам. Одобрительные слова придают им уверенности в себе и своих способностях. Ребенок старается быть лучше, чтобы заслужить одобрение и активно развивается, выполняя различные задания.

Поощрение для малышей — очень важное средство

Формы поощрения всегда базируются на индивидуальной особенности ребенка. Иногда для малыша лучшей наградой становиться улыбка или подбадривающие слова. Часто за хороший поступок может быть игрушка или подарок. Можно отметить достижения малыша поездкой за город или походом в кинотеатр.

Поощрение должно совмещаться с требованиями. Дошкольник должен знать, что от него ожидают и как необходимо поступать. Чтобы привить ему желание с раннего возраста чистить зубы или убирать за собой игрушки следует часто подбадривать и одобрять эти действия.

Совет родителям: любое поощрение ребенок должен заслужить своими действиями. Не следует на каждом шагу хвалить его, иначе малыш не сможет отличить, какие поступки являются правильными и важными.

Поощрение детей помогает им полноценно развиваться

Наиболее значимым является поощрение, когда дошкольник сам осознает последствия своего поступка.

Наказание

Современные приемы воспитания часто исключают суровые формы воздействия на детей. Но иногда без них не обойтись. Наказание ни в коем случае не должно вредить здоровью малыша и использоваться только за конкретные проступки. Польза от такого метода может быть, только если иметь к нему правильный подход:

  • нельзя наказывать за давние проступки;
  • не ругать ребенка для профилактических целей, за нарушение дисциплины в будущем времени;
  • наказание не должно вызывать панического страха;
  • недопустимо проявлять свое неудовольствие после того как малыша уже простили;

Наказание для ребенка не должно быть страшным

Ни в коем случае не нужно путать наказание с унижением, которое нанесет только вред собственному достоинству дошкольника. Родители должны быть рассудительными, сдержанными, так как жестокость или наказание в общественном месте может привести ненависти и злобе.

Совет родителям: следует избегать наказаний, когда ребенок болеет, после пробуждения или перед сном. Не нужно карать за проступки едой.

Физические наказания недопустимы

Ребенок всегда должен понимать, за что он наказан. Родители обязаны разъяснить его вину и последствие плохого поступка.

Убеждение

Этот прием обучения и воспитания детей требует наибольших усилий. Действия родителей должны быть направлены к чувствам и сознанию ребенка. Огромное влияние при убеждении имеет пример хорошего поступка.

Чтобы достигнуть желаемого результата от данной воспитательной формы следует применять ряд правил, которые соблюдаются при общении с дошкольником:

  • объяснять ребенку нужно основываясь на определенные примеры и указывать конкретные доводы;
  • беседа должна проводиться на понятном для малыша языке;
  • убеждения базируются, только принимая во внимание все индивидуальные черты характера ребенка;
  • разговор должен иметь правильную логическую цепочку;
  • словесный разбор поступков следует проводить, разъясняя все темные и светлые стороны действий дошкольника;
  • при разговоре нужно всегда следовать всем этическим и моральным нормам.

Убеждение — одно из средств воспитания

Хоть такой прием воспитания довольно сложный, но все же он является хорошим помощником для внесения изменений в поведение и мышление малыша.

Упражнение

Данный метод основан на закреплении ребенком правильных необходимых для жизни действий. Упражнения состоит из регулярного повторения, закрепительного процесса и усовершенствования приобретенных навыков.

Упражнение не является механическим повторением действий и для его проведения необходимо:

  • сочетать повторение с примерами правильного поведения;
  • вызывать у ребенка положительные эмоции при очередном закреплении определенного действия;
  • закреплять навыки при различных обстоятельствах и в разных ситуациях;
  • давать позитивную оценку всем достижениям дошкольника;
  • поощрять проявление инициативы и самостоятельности при закрепительном процессе.

Упражнения с детьми должны быть регулярными

Упражнения проводятся как периодически повторяющиеся действия для формирования устойчивости и умения преодоления трудностей, что так необходимо для школьного обучения.

Такая воспитательная форма привлекает детей к организованному общественному процессу, который служит основой для развития привычек, навыков, старательности и терпения.

Правильное общественное поведение у детей формируется при совмещении всех приемов и методов воспитания в дошкольном возрасте.

Средства и методы умственного воспитания

Умственное воспитание ребенка дошкольного возраста значительно облегчит ему переход к школьной жизни. Для этого следует с малых лет развивать детскую любознательность и мышление.

Также необходимо регулярно вырабатывать речь, тренировать память и внимание.

Умственное развитие — главная задача родителей

Дошкольник первым делом в шесть лет должен уметь:

  • точно повторять движения и копировать узоры;
  • разукрашивать соответствующими цветами и картинки и четко обрисовывать контуры;
  • рассказывать выученные наизусть небольшие стихотворения и пересказывать содержимое прочитанной ему книжки;
  • различать формы предметов и их соотносительное количество – больше, меньше;
  • знать о себе всю необходимую информацию – место проживание, имя, фамилию и отчество.
  • разбираться во временах года и времени суток.

В дошкольном образовании многое зависит от родителей, которые могут использовать различные средства обучения для подготовки к школе. Популярными действующими приемами являются:

  • развивающиеся игры, которые формируют у детей различные умения и знания;
  • общение, чтение книг и изложение всей информации об окружающих предметах.

Развивающие игры — средство умственного развития

Можно определить малыша в дошкольное учебное заведение или водить на занятия с профессионалами, где по разработанной методике проведут подготовку к школе.

Совет родителям: правильное развитие ребенка происходит в семьях, где правит согласие и взаимосвязь. Необходимо не только всегда высказываться вслух свои мысли и проявлять свои чувства, но и уметь выслушать.

Средства и методы физического воспитания дошкольника

Для общего развития ребенка дошкольного возраста немаловажное значение имеет физическое воспитание. Дети в этот период наиболее подвижны. Правильно направленная активность ведет к формированию выносливости и приобщению к здоровому образу жизни.

Физическая форма воспитания детей до семи лет заключается в использовании некоторых методов:

  • оздоровление – зарядка, закаливание, процедуры для профилактики сколиоза и плоскостопия;
  • приобретение двигательных умений – плавание, бег, прыжки, лазанье;
  • формирование выносливости, быстроты и ловкости.

Состав физического воспитания — описание

Способы привлечь ребенка к физической активности довольно простые:

  • совместные занятия спортом и выполнение всех оздоровительных процедур всей семьей;
  • приобретение спортивного снаряжения — турник, скакалка, шведская стенка, мячи;
  • определения ребенка в специальные спортивные секции.

Физическое воспитание помогает развить у дошкольника:

  • положительные качества характера – организованность, сдержанность, стойкость;
  • базовые основы нравственности – ответственность, взаимоуважение, справедливость, взаимоотношения в коллективе;
  • волевые качества – преодоление трудностей, решительность, смелость, выдержка.

Занятие физкультурой – это важная форма обучения и воспитания, которая готовит ребенка к дальнейшей жизни.

Занятия физкультурой — важный элемент развития

Воспитание и обучение ребенка дошкольного возраста включает в себя совокупность всех необходимых методов и средств, направленных для формирования положительных индивидуальных качеств дошкольника, которые позволят ему легко адаптироваться в коллективе. Но все воспитательные работы не принесут желаемого результата без любви, заботы и терпения.

Пример как метод нравственного воспитания дошкольников

Автор: Карпова Анна Александровна

Организация: МАДОУ «2-Пристанский детский сад «Полянка»

Населенный пункт: Кемеровская область, Мариинский район, д. Пристань 2-я

В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основополагающими моральными принципами. Поэтому проблема нравственного воспитания в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.

Формирование основ моральных качеств человека начинается еще в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Важно с самого начала воспитывать ребенка в духе высоких принципов морального кодекса, формировать у него необходимые нравственные чувства, представления, понятия и на их основе — поступки, соответствующие нормам поведения гражданина общества.

Цель работы: усвоение детьми дошкольного возраста нравственных норм и ценностей, принятых в обществе, на основе примеров.

Задачи:

  1. Формировать нравственные качества личности дошкольников в процессе ознакомления с моральными ситуациями из жизни, мультфильмов и художественных произведений.

  2. Развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания ситуаций нравственного характера.

  3. Повысить психолого-педагогическую культуру родителей в вопросах нравственного воспитания дошкольников.

Одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Задачи социально – коммуникативного развития дошкольников по ФГОС ДО.

  • Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

  • Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

  • Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

  • Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

  • Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

  • Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

  • Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Что такое нравственность?

Это система правил поведения, отвечающая на вопрос: «Что такое хорошо, а что такое плохо, что считается добром, а что злом».

Влияние воспитывающих взрослых, которые ведут асоциальный образ жизни, способны устойчиво изменить нравственные ценности ребенка и в целом восприятие жизни.

Поэтому важно, чтобы ребенка окружали взрослые, которые помогут ему  определиться с настоящими ценностями.

Компоненты нравственного воспитания.

  • Нравственное качество

  • Знания и представления

  • Мотивы

  • Чувства и отношения

  • Навыки и привычки

  • Поступки и поведение

Задачи, которые находятся во главе нравственного воспитания детей дошкольного возраста, это:

  • развитие в ребенке нравственных чувств;

  • формирование положительных навыков;

  • развитие нравственного поведения;

  • формирование позитивного представления о мире и правильных поступков.

  • Воспитание уважения к людям;

  • Привитие любви к родным местам, природе, гордость за свой край и свою страну.

  • Формирование навыков самостоятельности, аккуратности.

  •  Целеустремленности, настойчивости, дисциплинированности.

Навыки культурного поведения:

  • Воспитание вежливости (здороваться, прощаться, благодарить);
  • Воспитание культуры общения
  • Приучение к выполнению правил поведения в отсутствие взрослых
  • Знакомство с правилами поведения в общественных местах
  • Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания
  • Воспитание доброжелательного отношения к взрослым и проявление заботы о малышах
  • Бережное, отношение к одежде, к вещам.
  • Воспитание гуманных чувств и положительных взаимоотношений:
  • Формирование нравственных качества: справедливость, упорство, великодушное отношение к слабому.
  • Формирование нравственных черт: ответственность, взаимопомощь, доброту, заботливость, гуманизм, чуткость, гостеприимство.
  • Формирование представления о справедливости, смелости, скромности, переживаниям, оказание элементарной помощи, умение радоваться успехам товарищей, развитие дружеских взаимоотношений.

Важно помнить, что в нравственное воспитание детей дошкольного возраста не должны входить отрицательные эмоции, различного рода недовольства и резкие замечания в сторону ребенка.

В основе нравственного воспитания должны лежать: проявление доброты, защиты и поддержки.

Воспитатели и родители должны подавать ребенку пример того поведения, которого они ждут от ребенка в будущем.

Нравственное воспитание можно представить в виде механизма, состоящего из следующих компонентов: знания и представления, мотивы, чувства и отношения, навыки и привычки, поступки и поведение, в группе эти компоненты дают нравственное качество.

Осуществление нравственного воспитания невозможно без применения определенных средств, которые можно объединить в несколько групп:

1. Художественные средства: художественные произведения, изобразительное искусство, музыка, кинематограф. Важность этой группы средств определяется способностью к эмоциональному окрашиванию познаваемых моральных явлений. Дети, эмоциональные и восприимчивые, доверчиво и живо относятся к произведениям, которые им читают, а также к рассматриванию иллюстраций.

2. Природа, которая обладает возможностью вызывать у детей гуманные чувства и желание заботиться о тех, кто слабее, защищать и помогать, также является важным средством воспитания нравственных чувств и поведения.

3. Собственная деятельность детей, включающая игру, труд, обучающую и художественную деятельности, необходима при воспитании практики нравственного поведения.

4. Игра очень эффективное средство в процессе формирования этических представлений. Именно она дает детям представление о поведении в определенных ситуациях, заставляет задуматься над своими поступками и происходит все это в занимательной и интересной форме, которая им доступна.

5. Общение и слово в широком смысле, выполняющие задачи уточнения представлений о морали и воспитании чувств и отношений, занимают особое место.

Средством нравственного воспитания является вся атмосфера, в которой живет ребенок и которая, должна быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью.

Помимо средств, существуют методы нравственного воспитания, которые условно объединяются в 3 группы:

  • методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, диспут, доклад, пример).

  • методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);

  • методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).

Важно, чтобы метод можно было осуществить, он должен быть реальным и требует логического завершения. Обещая ребенку награду, взрослые порой не задумываются, а сумеют ли они ее осуществить. Тоже происходит и с наказанием, не выполняется, данное обещание. Реальный результат в нравственном развитии ребенка в таком случае получить трудно. Метод не может применяться одинаково по отношению ко всем детям и в любой ситуации. Если не соблюдать это условие, метод убеждения может превратиться в назидание, что не принесет нужного результата.Практические методы, которые предполагают обучение ребенка определенным способам действия, являются преобладающими в нравственном воспитании дошкольников. На первое место выходит метод наглядного примера. Положительные поступки взрослого не дают гарантии таких же поступков у детей. Здесь важным моментом является организация наблюдения за поступками взрослого, а также практика поведения.

Методы нравственного воспитания нельзя применять изолированно, а только в комплексе.

Наглядным образом необходимым ребенку, является пример для подражания, который служит средством формирования у детей этических представлений. Таким примером могут быть родитель, воспитатель, знакомый взрослый, герой литературных произведений.

Пример – воспитательный метод исключительной силы. Психологической основой примеру служит подражательность. В процессе подражательности выделяется три этапа:

1.​ непосредственное восприятие конкретного образа действия другого лица;

2.​ формирование желания действовать по образцу;

3.​ синтез самостоятельных и подражательных действий проявляется в приспособлении поведения к поведению кумира.

Сильнейшим воспитательным примером является пример поведения воспитателя. Непосредственное воздействие могут оказать и примеры из жизни и деятельности великих людей, герои любимых произведений, кинофильмов. Однако жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание старших дошкольников на негативное в жизни и поведении людей, анализировать в последствии неправильных поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя и к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильных поступков.

Пример – метод воспитания, сильнейшим образом влияющий на процесс формирования личности. Он основан на психологической склонности людей к подражанию. Особенно эффективно этот метод воздействует на детей. Эффективность этого метода объясняется его прямым воздействием на сознание человека. Зрительные примеры ярко и надолго запечатлеваются в сознании, это объясняется физиологическими особенностями человеческого организма. Желание подражать своему кумиру ценно тем, что не является навязанным со стороны, а вызвано чувствами и эмоциями самого человека, тем самым, усиливая ответственность за свои поступки. Характер подражательной деятельности меняется с возрастом. При воспитании детей, важно создать такие условия, при которых его будет окружать как можно больше положительных примеров, хотя отрицательные примеры тоже играют важную роль в воспитании, формируя негативное отношение к отрицательным действиям и поступкам. Педагог всегда сам является примером для своих воспитанников, поэтому он должен заботиться о правильности своих действий, следовании слову, положительном отношении ко всем воспитанникам.

Применение примера как метода нравственного воспитания основывается также на любви и уважении детей к окружающим их людям. Дети дошкольного и младшего школьного возраста подражают поступкам и поведению детей, которые пользуются у них авторитетом: стараются копировать их действия, манеры и т. д. Воспитатель оказывает влияние на детей своим обликом, своим отношением и требованиями к ним, через организацию жизни и деятельности детей. На формирование нравственной направленности личности ребенка оказывают влияние примеры поведения передовых советских людей: они близки и понятны детям уже с дошкольного возраста. Специфика и сила примера как метода нравственного воспитания заключается в том, что при его использовании знания формируются в единстве со способами поведения. Дети усваивают знания о способах поведения в конкретных нравственных ситуациях.
 

Метод примера — это метод воздействия на сознание, чувства, поведение личности через подражание. Подражание направлено на воспроизводство индивидом определенных внешних черт, образцов поведения, которое сопровождается эмоциональными и рациональными чувствами. Примером для школьников могут быть родители, учителя, знакомые, литературные герои, выдающиеся современники, ярко проявили себя в труде, науке, искусстве. В процессе взаимодействия субъектов в контактных группах создаются условия для подражания, особенно на ранних этапах развития личности. Деятельность одного способствует деятельности другого. Особенностью групповой деятельности является сотрудничество и соперничество, что в значительной степени определяют эффективность подражания.

Таким образом, пример в воспитании может выполнять разнообразные функции: конкретизировать стремления, идеалы учеников, быть доказательством для их обоснования; убеждать в целесообразности своих взглядов, поступков; стимулировать самовоспитания. Еще древнеримский философ Сенека утверждал, что трудно привести к добру нравоучениями, легко — примером.

Опубликовано: 19.03.2017