Гендерное воспитание и развитие мальчиков и девочек

В
результате анализа отечественных и
зарубежных психолого-педагогических
исследований было установлено, что
именно в период дошкольного детства у
всех детей, живущих в разных странах
мира, происходит принятие гендерной
роли:

 к
возрасту 2-3 лет дети начинают понимать,
что они либо девочка, либо мальчик, и
обозначают себя соответствующим образом;

 в
возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная
устойчивость: детям становится понятно,
что гендер не изменяется: мальчики
становятся мужчинами, а девочки –
женщинами и эта принадлежность к полу
не изменится в зависимости от ситуации
или личных желаний ребенка [23].

Анализ
литературы показывает, что в мировой
психолого-педагогической науке имеется
много работ, посвященных изучению
половых особенностей детей дошкольного
возраста. Большинство западноевропейских
и американских исследований утверждает,
что девочки и мальчики по-разному
воспринимают окружающую действительность,
обучаются, запоминают, думают и т.п…
Девочки превосходят мальчиков в
вербальных способностях, а мальчики
сильнее девочек в визуально-пространственных
способностях
. У мальчиков выше, чем у
девочек математические способности,
но при этом они более агрессивны, чем
девочки [7]
.

Девочки
дошкольного возраста «социальнее» и
более внушаемы, чем мальчики. Девочки
лучше справляют с простыми, рутинными
задачами, тогда как мальчики — с
более сложными познавательными
процессами. На девочек больше влияет
наследственность, а на мальчиков –
среда
. У девочек больше развито слуховое,
а у мальчиков – зрительное восприятие
и многое другое. Однако, по мнению ученых,
здесь также очень много спорного,
проблематичного, неясного [22].

Единодушны
ученые лишь в одном — формирование
гендерной устойчивости обусловлено
социокультурными нормами и зависит в
первую очередь от отношения родителей
к ребёнку, характера родительских
установок и привязанности как матери
к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также
от воспитания его в дошкольном
образовательном учреждении.

Рассмотрим
проблемы, связанные с гендерным
воспитанием детей в дошкольном
образовательном учреждении. По многим
параметрам социального и эмоционального
развития ребёнка решающую роль играют
не только родители, но и сверстники,
которые фиксируют нарушение неписанного
гендерного кода и жестоко наказывают
его нарушителей
. Дети не приемлют в
своём обществе поведенческих деприваций
и нарушений в полоролевой идентификации.
Причём феминных,женственных мальчиков
отвергают мальчики, но охотно принимают
девочки, и наоборот — маскулинных
девочек отталкивают девочки, но принимают
мальчики [31].

Некоторые
исследователи считают, что решающую
роль в формировании образа, идеальной
модели поведения играет не идентификация
или желание уподобиться некоему образцу,
а депривация, эмоциональный дефицит:
ребёнка привлекает пол того значимого
лица, от которого он был в детстве
отчуждён. Дети, чьё поведение соответствует
гендерным ожиданиям, чувствуют себя
отличными от сверстников противоположного
пола, которых они воспринимают как
непохожих, экзотических по сравнению
со сверстниками собственного пола [10].

Хотя
несоответствие гендерным стереотипам
создаёт психологические трудности для
всех детей, у мальчиков, независимо от
их будущей сексуальной ориентации,
такие проблемы встречаются гораздо
чаще:

1)
для мальчиков на всех этапах формирования
гендерной устойчивости требуются
дополнительные усилия, без которых
развитие автоматически идёт по женскому
типу;

2)
мужские качества традиционно ценятся
выше женских, и давление на мальчиков
в направлении дефеминизации значительно
сильнее, чем на девочек в сторону
демаскулинизации; (женственный мальчик
вызывает неодобрение, насмешки, а
маскулинная девочка воспринимается
спокойно и даже положительно);

3)
в раннем детстве мальчики и девочки
находятся под влиянием матерей и вообще
женщин, поэтому с возрастом мальчиков
необходимо переориентировать на мужские
образцы поведения, так как нетипичное
гендерное поведение в детстве имеет
для мужчин, независимо от их сексуальной
ориентации, множество отрицательных
последствий [12].

В
результате многочисленных исследований,
проведенных в нашей стране и за рубежом,
было установлено следующее. При обучении
детей воспитателю важно учитывать, что
девочки нуждаются в стимулах, в большей
степени построенных на основе слухового
восприятия.

Мальчики

плохо воспринимают
объяснение воспитателя на слух и для
них предпочтительнее использовать
визуальные средства, построенные на
зрительном восприятии.

На
занятиях по изобразительной деятельности
важно создавать условия для того, чтобы
девочки и мальчики могли бы выразить
то, что для каждого из них интересно или
эмоционально значимо. Но при отборе
содержания для обучения детей на занятиях
рисованием, лепкой и аппликацией важно
помнить о том, что кисть руки мальчика
в своем развитии отстает от кисти руки
девочки на 1,5 года.

При
оценке поведения детей и результатов
их деятельности (рисунка, лепки,
аппликации, поделки, конструкции и т.п.)
воспитателю необходимо помнить, что
девочки крайне чувствительны к интонациям,
к форме оценки, ее публичности. Для
девочек очень важно, чтобы ими восхищались
в присутствии других детей, родителей
и т.п
. Для мальчиков наиболее значимым
является указание на то, что он добился
результата именно в этом: научился
здороваться, чистить зубы, конструировать
что-то и т.п
. Каждый приобретенный навык,
результат, который мальчику удалось
получить, положительно сказывается на
его личностном росте, позволяет гордиться
собой и стремиться к новым достижениям.
Но именно у мальчиков наблюдается
тенденция к тому, что добившись результата
в каком-то виде деятельности, они так
счастливы этим, что готовы конструировать
или рисовать одно и то же, что позволяет
им утвердиться в своих достижениях, но
требует правильного понимания со стороны
воспитателя.

Мальчики
очень любят дружеские потасовки, что
не является проявлением агрессии и
создает у детей положительный эмоциональный
фон. Воспитатели не всегда правильно
понимают потребность мальчиков в этих
потасовках и резко прерывают их, лишая
детей радости, которую они при этом
испытывают
. Очевидно, настало время для
того, чтобы сформировать у воспитателей
правильное отношение к подобного рода
занятиям мальчиков и научить их руководить
ими.

Особенно
заметны различия девочек и мальчиков
дошкольного возраста в игровой
деятельности. Ученые отмечают разное
содержание и игровые стили, которые
часто не могут быть реализованы детьми
в силу того, что воспитателям – женщинам
ближе тихие игры девочек на семейно-бытовые
темы
. Шумные, наполненные движением
игры мальчиков вызывают у воспитателей
раздражение, создают неудобства, так
как они считают, что такого рода игры
являются лишь бессмысленной беготней
и могут привести к травме, а, следовательно,
им не место в жизни группы и они должны
быть прекращены
. В результате мальчики
лишены истинно «мужских игр», что
отрицательно сказывается на их личностном
развитии [16].

При
совместном воспитании мальчиков и
девочек очень важной педагогической
задачей является преодоление разобщенности
между ними и организация совместных
игр, в процессе которых дети могли бы
действовать сообща, но в соответствии
с гендерными особенностями.

Мальчики

принимают на себя мужские роли, а девочки
– женские. Аналогичным образом может
быть построена и театрализованная
деятельность
.

Особого
внимания со стороны педагогов требуют
проблемы, связанные с организацией
предметно-пространственной среды.
Общеизвестно, что среда является одним
из основных средств развития личности
ребенка, источником его индивидуальных
знаний и социального опыта.
Предметно-пространственная среда не
только обеспечивает разные виды
активности дошкольников (физической,
игровой, умственной и т.п.), но и является
основой его самостоятельной деятельности
с учетом гендерных особенностей. Роль
взрослого в данном случае состоит в
том, чтобы открыть перед мальчиками и
девочками весь спектр возможностей
среды и направить их усилия на использование
отдельных элементов ее с учетом гендерных
и индивидуальных особенностей и
потребностей каждого ребенка
.

Вместе
с тем, в психологических особенностях
воспитания укоренен дисбаланс предметной
среды в сторону преобладания «девчоночных»
материалов и пособий, так как они ближе
женщине-воспитателю, к тому же создают
ощущение безопасности, в отличие от
игрушек, которые предпочли бы мальчики.

Становится
очевидным, что при воспитании
ребенка-дошкольника в семье и
образовательном учреждении существует
много проблем, связанных с формированием
у детей гендерной идентичности, решение
которых становится вполне реальным,
если подойти к ним с учетом современных
достижений психологии и педагогики.

Работа
по формированию поло-ролевого поведения
нацелена на ознакомление детей с
качествами мужественности и женственности,
проявлениями и предпочтениями мужчин
и женщин в разных видах деятельности,
их ролями в семье, на формирование
навыков и умений поведения, а также
выработку отношения детей к понятиям
красоты, любви, доброжелательных
отношений и формирование этих отношений
между девочками и мальчиками в группе.
Это направление связано с созданием
условий для проявления и переживания
детьми определенных чувств, характерных
в большей степени тому или иному полу,
например: гордости, смелости, отваги у
мальчиков; заботы, сочувствия, ласки —
у девочек [14].

По
мнению ученых, наиболее благоприятным
возрастным периодом для начала этой
работы является четвертый год жизни.
Рассмотрим особенности данного
возрастного периода более подробно. С
четвёртого года жизни ребёнок осознаёт
свои возможности, осознаёт себя как
индивидуальность. Как проявит себя
ребенок в этом возрасте, –– робким или
уверенным, –– таким будет и в жизни.
Происходит мощное развитие интеллекта.
В этот период очень важно воспитание
вежливости, сдержанности, скромности.
Ребенок должен знать не только свои
права, но и свои обязанности
. В этом
возрасте ребенок осознает различие
людей по полу, он опирается при этом на
внешние признаки (одежду, длину волос
и пр.). Представления о собственном поле
еще не стойкие и дети 4-х лет часто
полагают, что пол можно изменить
. Часть
детей при ясном осознании своего пола
в то же время высказывают предпочтение
другому полу
. Например, девочка в игре
“Дочки-матери” хочет изображать отца
или сына.

В
5 лет идет интенсивный процесс формирования
ребенка как личности в социальном,
интеллектуальном, эмоциональном и
физическом плане. Завершается
первоначальное базовое овладение речью.
По осмыслению “Я”, самооценке, уровню
развития речи, ориентации в окружающем
можно дать прогноз успехов в школе и
жизни. В этом возрасте совершенствуются
тонкая моторика, что стимулирует развитие
речи, мышления и психики в целом
. Поэтому
необходимо предоставить детям возможность
играть с конструктором, больше рисовать,
можно обучать игре на музыкальном
инструменте. Особенно надо поощрять
рисование, т.к
. рисунок –– своеобразная
детская речь
. Рисование способствует
половой самоидентификации, управляет
эмоционально-смысловым поведением
ребенка и помогает ему освободиться от
возможных последствий психотравмирующих
ситуаций
. Тематика детских рисунков
обусловлена многими факторами. Один из
них –– принадлежность ребенка к
определенному полу
. Общая направленность
на идентификацию со своим полом придает
определенное содержание и рисункам
ребенка: мальчики рисуют строительство
домов и городов, дороги с мчащимися
автомобилями, самолеты в небе, корабли
в море, а также войны, драки, потасовки.
Девочки тяготеют к женским ролям, рисуют
“хорошеньких девочек” и принцесс,
цветы, сады, всевозможные орнаменты, а
также мам, гуляющих с дочками [9].

В
некоторых случаях в деятельности ребенка
можно найти исключительную приверженность
к ценностным ориентациям другого пола,
когда вдруг мальчики начинают увлекаться
рисованием принцесс и цветочков, а
девочки рисуют батальные сцены. Такая
идентификация с другим полом обусловлена
тем, что ребенок выбирает своего кумира
среди представителей другого пола (чаще
старший брат или сестра) и бессознательно
следует за всеми его проявлениями.
Постепенно, в условиях нормальных
отношений в семье доминирующее влияние
кумира уступает место сложившимся в
субкультуре общественным ожиданиям
[12].

Большое
значение имеет знакомство ребенка со
сказками. Они возбуждают любопытство,
любознательность, обогащают жизнь
ребенка, развивают интеллект, помогают
познать себя в будущем
. Часто дети
представляют себя героями сказок
(женихом, невестой).

В
старшем дошкольном возрасте у девочек
и несколько позже у мальчиков встречается
явление, называемое “детским романтизмом”
–– склонность к романтическому обожанию
и настоящей влюбленности. В поведении
девочек появляется кокетство –– она
вертится перед зеркалом, примеряет
разные платьица и т. д.

Современные
исследователи считают, что в возрасте
от 5 до 8 лет создается “любовная карта”
человека, которую можно рассматривать
как записанную в мозге программу
индивидуальных психологических и
физиологических особенностей любовного
чувства и эротизма (идеальный образ
любовника), т. е. формируется сексуальная
ориентация
. По данным родителей основная
часть, как мальчиков, так и девочек
испытывали первую влюбленность в 5-6 лет
[32] .

Исследователи
полагают, что развивающееся у детей
понимание связанных с полом представлений
–– гендерных схем –– способствует
определению того, какие установки и
модели поведения будут ими усваиваться.
Эти связанные с полом представления и
понятия закономерно развиваются на
протяжении дошкольного периода. Первый
уровень понимания, достигаемый в
промежутке между 2 и 5 годами, называется
половой идентичностью
. В этом возрасте
дети, несмотря на то, что могут относить
людей в соответствующую полу категорию
(мальчик –– девочка, дядя –– тетя), не
вполне понимают, в чем заключаются
различия между ними. Дети этого возраста
считают, что пол можно изменить, изменяя
внешний вид, например, поменяв одежду.
Они могут не понимать, что только мальчики
способны стать папами, а девочки ––
мамами
. Между 5 и 7 годами, дети достигают
понимания постоянства пола, т.е. понимания
того, мальчики непременно становятся
мужчинами, а девочки –– женщинами, и
что пол константен, внеситуативен и
устойчив во времени [23].

Таким
образом, к старшему дошкольному возрасту,
ребенок уже твердо идентифицирует себя
с тем или иным полом, осознает необратимость
половой роли. Пол в этом возрасте
“переделать” уже невозможно и исправлять
погрешности поло-ролевого воспитания
после этого возраста трудно
. Половая
идентичность (по Кагану В
. Е.) как единство
переживания и поло-ролевого поведения
уже сформирована [17].

Курочкина Ирина Владимировна

воспитатель МБУ д/с № 139 «Облачко»

г.о. Тольятти Гендерные различия мальчиков и девочек.

В последнее время гендерные аспекты детства привлекают внимание специалистов разных областей – психологов, педагогов, врачей. В этой статье я постараюсь раскрыть некоторые вопросы, связанные с гендерным воспитанием и обучением в нашем детском саду.

Так, что же такое «гендер»? И в чём состоит отличие «пола» от «гендера»?

Всемирная организация здравоохранения объясняет эти понятия так: «пол» относится к биологическим и физиологическим характеристикам, определяющим мужчин и женщин; «гендер» относится к социально сконструированным ролям, поведению, видам деятельности и свойствам, которые считаются свойственными мужчинам и женщинам. Иными словами: «мужской» и «женский» — это категории пола, а «маскулинный» и «феминный» — это категории гендера.

Воспитание детей с учётом гендерных особенностей задача сложная, но посильная. Во что и как сегодня играют мальчики и девочки среднего дошкольного возраста в детском саду?

Дети, посещающие мою группу, предпочитают играть в сюжетно-ролевые игры. Они выбирают игровые сюжеты, соответствующие их полу. Девочки устойчиво выбирают социально-бытовые сюжеты: «Дочки-матери», «Парикмахер» или «Салон красоты», «Доктор» или «Больница», «Магазин».

Мальчики

выбирают для игр мужские взаимоотношения в мужских профессиях. Это сюжетно-ролевые игры «Корабль», «Автобус», «Гараж», «Такси», «Строитель», «Гонки» и «Супергерои».

Наблюдая за игрой мальчиков и девочек, я увидела, что девочкам не нужно большой территории, им достаточно небольшого места в группе или на улице, чтобы долгое время играть, например: в дочки-матери или в «больницу», где они очень серьёзно лечат своих пациентов «кукол». Девочки лучше приспособляются к повседневной жизни, они аккуратнее, внимательнее, спокойнее мальчиков.

Игра мальчиков рассчитана на освоение территории и исследование различных предметов. Если мы ограничиваем игровое пространство мальчиков, то они используют имеющуюся территорию по максимуму.

Мальчики

испытывают большую, чем девочки, потребность в движении. Правила игры, усвоенные мальчиками в детстве, определяют в дальнейшем их мужской характер.

Дети, обычно, не присоединяются в игре к противоположной по полу группе, а лишь наблюдают со стороны. В общих играх, организованных воспитателем, мальчики обычно игнорируют девочек. С одной стороны, важно поощрять объединения девочек и мальчиков в играх, в непосредственной образовательной деятельности и в повседневной жизни, с другой – важно учить детей взаимодействовать с представителями противоположного пола. В дошкольном возрасте девочки и мальчики обязательно должны научиться ладить друг с другом и в процессе совместной деятельности понять и принять те характерные особенности, которыми обладают маленькие представители женского и мужского пола.

Приведем, например, данные о различиях в развитии полов, которые удалось удачно обобщить и систематизировать американскому педагогу, семейному психотерапевту Майклу Гариену.

Условные гендерные различия мальчиков и девочек.*

Различия

Девочки

Мальчики

Различия на

психическом

уровне

— более развито левое полушарие,

обеспечивающее регуляцию речи и письма;

— имеют преимущественно долговременную память;

— развито наглядно-образное

мышление;

— адаптация к среде проходит через переживания, иногда через эмоциональные срывы;

— легче переносят эмоциональный стресс;

— субъективная самооценка, т.к. упор делается на испытываемые чувства и переживания.

— более развито правое полушарие, отвечающее за распознавание и

анализ зрительных образов, форм и структур предметов;

— имеют преимущественно

кратковременную память;

— обладают абстрактным мышлением;

— лёгкая адаптация к окружающей среде;

— с трудом переносят стресс;

— объективная самооценка.

Различия на

физическом

уровне

— меньше масса тела, но большая

грация, гибкость и подвижность;

— быстрее развивают точность и

координацию движений;

— визуальное восприятие информации

происходит по горизонтали.

— большая масса тела и физическая сила;

— менее развита точность и

координация движений;

— доминирует визуальный обзор

пространственных образов по

вертикали.

Различия на когнитивном

уровне

— доминирует количественный подход

к изучению учебного материала;

— стройность и чёткость анализа;

— склонность к алгоритму,

выполнения действия по шаблону;

— скорость внимания ниже, чем у мальчиков;

— пристрастие к монологу и

повествованию.

— доминирует качественный подход

к изучению учебного материала;

— синтетический подход, умение

обобщать на рациональной основе;

— высокая скорость концентрации внимания;

— склонность к диалогово-

дискуссионной деятельности.

Различия на

поведенческом уровне

— скрытны, послушнее, приветливее;

— раньше, чем мальчики, понимают,

какими их хотят видеть окружающие;

— высокий уровень чувствительности

и социальной ответственности;

— слуховой способ познания

действительности, рано появляется

интерес к чтению, любят петь,

рассказывать стихи.

— более оптимистичны, открыты;

— показатель гуманных отношений в совместной деятельности выше;

— низкая способность

демонстрировать социально

одобряемые формы поведения;

— более чётко визуальное

восприятие пространства, им

интереснее смотреть иллюстрации,

лепить, вырезать, конструировать.

Я убедилась, что у девочек:

-мышление левополушарное, конкретное и прагматичное, которое ориентирует их на получение результата;

-ответы более однотипны;

-однообразнее виды деятельности.

Девочки, как правило, труднее справляются с задачами, требующими пространственного представления, предпочитают запоминать, а не понимать, лучше решают однотипные задачи.

Таким образом, я пришла к выводу, что гендерное развитие детей в детском саду должно быть направленно на то, чтобы гендерная индентичность формировалась у ребёнка вовремя и следующие несоответствия должны настораживать педагога:

— ребёнок не должен предпочитать всё время игрушки и игровые роли противоположного пола;

— стремление быть со взрослым противоположного пола и подражать его поведению;

— рассказы ребёнка о сновидениях, в которых он выступает как представитель другого пола;

— стремление одеваться и вести себя по типу противоположного пола тоже может свидетельствовать о проблемах с гендерной индентичностью.

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Целенаправленное гендерное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, повлияет на развитие ребёнка существенно. И будет способствовать проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.

Важным условием организации игровой деятельности детей является создание педагогически целесообразной предметной среды для всех видов игр, в которой учитывается своеобразие каждой возрастной группы.

В нашем дошкольном учреждении применяются многообразные сюжетно-ролевые игры и ставятся конкретные задачи для разных возрастных групп, среди них сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Шофёр», «Магазин», «Парикмахерская», «Поликлиника», «Почта», «Школа», «Автобус», «Детский сад».

А также мы используем такие методы и приёмы в гендерном воспитании дошкольника как игры по гендерному воспитанию:

-сюжетно – ролевая игра «Семья»;

-беседы с использованием иллюстраций, художественной литературы;

-проблемные ситуации с этическим содержанием;

-изготовление подарков для мам, пап;

-дидактические игры: «Кто чем любит заниматься?», «Что кому?», «Я расту», «Что общего, чем отличаемся?», «Я такой, потому, что…», «»Кем быть?», «Одень мальчика, одень девочку».

В заключении хочется сказать, что подбор форм, и методов воспитания и обучения требует от педагогов изменения профессиональной позиции, приучает видеть перед собой не просто ребёнка, а мальчика или девочку со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Поэтому роль педагога значительна и главной задачей является: преодоление формализма в обучении и воспитании, поворота к интересам и потребностям конкретного ребёнка, к умению видеть, слышать и понимать его своеобразие, индивидуальные и возрастные особенности вне зависимости от пола.

Гендерные фотографии воспитанников детского сада №139 «Облачко»

Используемая литература:

1. Гариен М.

Мальчики

и девочки учатся по-разному: Руководство для педагогов и родителей; пер. с англ.-М., 2004.

2. Еремеева В.Д., Хризман Т.П.

Мальчики

и девочки – два разных мира. – СПб, 2006.

3. Крылова Н.Б. культурология образования – М., 2000.

4. Пушкарёва Н.А. Гендерная асимметрия социализации // Гендерный подход в педагогике, М., 2002. Ч. 1. С. 18 – 21.

5. Гендерные фотографии воспитанников детского сада № 130 «Облачко»

г.о. Тольятти, 2012г.

Таблица персональных данных.

1.

Фамилия автора

Курочкина

2.

Имя Отчество (полностью)

Ирина Владимировна

3.

Электронный адрес

4.

Телефон

89372302765

5.

Место работы

МБДОУ Детский сад № 139 «Облачко»

6.

Должность

Воспитатель

7.

Рубрика. Название статьи

Методы и технологии. «Актуальность гендерного воспитания в детском саду»

Все дети впитывают всё происходящее, как губки. Поэтому если не обратить должного внимания с рождения теме гендерного воспитания, ребёнок может разложить понятия не на «свои полочки». Причём речь идёт не только о физиологических различиях, но и об устоях, принятых обществом. Какими должны быть будущие настоящий мужчина и настоящая женщина?

Воспитание по половому признаку

Мы живём в обществе, и чтобы гармонично сосуществовать с друг другом, были установлены определённые нормы. Гендерные различия — одна из таких норм. Она включает в себя социальные, физиологические, психологические и культурные особенности женщин и мужчин.

В свою очередь, половое воспитание — это понимание ребёнком и его развитие с учётом его половой принадлежности.

Цели:

  1. Понимание и принятие соей общественной роли.
  2. Урегулирование общения.
  3. Целенаправленное изучение навыков необходимых в бедующем.

Примерами такого развития являются детские игры. Девочки заботятся о куклах и готовят игрушечный обед.

Мальчики

строят из конструктора дома и катают машинки.

Понимания, с которых дети начинают различать гендерную принадлежность:

  • Первоначально ребёнок начинает различать пол по одежде, причёске и личным вещам. В три года он старается пародировать и придерживаться отличиям своего пола.
  • В пять лет ребёнок уже точно осознаёт свою принадлежность гендера и придерживается ее.

Важно учитывать характер ребёнка и не идти вразрез ему. Даже маленькая принцесса может быть по натуре своей сорванцом, а юный джентльмен милым тихоней. Каждый человек уникален вне зависимости от пола и возраста! Лучше не пытаться переделать, а дополнительно прививать и иные черты характера, тем самым воспитывая многогранную личность.

Врождённые различия детей

Ученые провели не один десяток исследований и выделили ещё несколько других различий:

  • Полушария мозга развиваются по-разному. У мальчиков преобладает правое, отвечающее за образно-эмоциональную сферу. У девочек — левое, отвечающее за словесно-логическую сферу. Поэтому они раньше начинают разговаривать и устанавливать коммуникативные связи.
  • Мальчикам легче воспринимать информацию зрительно. Для эффективности стоит не объяснять, что нужно сделать, а показать.
  • Девочкам легче воспринимать информацию ушами. Они вполне могут понять, что от них требуется через слова. Поэтому говорят, что мужчины любят глазами, а девушки ушами.
  • По природе своей девочки спокойнее и покорнее. Связанно это с будущим рождением потомства, для его успешного воспитания необходимо хорошо приспосабливаться к любым условиям. Исключением является период переходного возраста. На его протяжении неустойчивый гормональный фон может повлиять на любого ребёнка.
  • По статистике мужчины чаще становятся гениальными натурами, но и психически отклонения у них встречаются тоже больше.
  • Женский организм развивается быстрее. В среднем девочки начинают говорить и ходить на два-три месяца раньше. С возрастом разница в развитии составляет примерно в два года.
  • Мужчины лучше ориентируются в пространстве. Связанно это с врождённым любопытством, что в последующем за счёт активных игр перерастает в полезные навыки.
  • Бытует мнение, что девочки более усидчивые и внимательные, поэтому быстро включаются в работу и добиваются больших результатов. Такое суждение не совсем верно, так как, может, они и отличаются дисциплиной, но для мальчика главное увлечься и разогнаться, а высоких вершин добиться может каждый.
  • Оценку своих действий тоже воспринимают по-разному. Мальчик более ранимо воспринимает критику, но лишь первые десять минут. Долгое и монотонное объяснение он не воспримет и просто потеряет актуальность разговора. Девочки обращают больше внимание на то кто их оценивает.

Даже при рождении люди делятся на мужчин и женщин не только по физиологическому признаку.

Родители как наглядный пример

С самого рождения ребёнок ориентируется в мире за счёт своих родителей. Он воспринимает их слова и поступки единственно верными и правильными. Именно поэтому они начинают повторять за тем, что видят. Так и гендерное воспитание начинается с родителей. Мать — эталон женственности, нежности и заботы, отец — символ мужественности, отваги, силы и защиты. При этом дети чаще всего смотрят на родителя своего пола.

Но важно смотреть не только на своё личное поведение, но и поддерживать тёплые, построенные на взаимном уважении отношения между супругами. Видя теплоту и заботу в семье, ребёнок, вырастая, будет стремиться к такой же обстановке дома. Мальчик будет искать жену под стать матери, а девочка мужа, похожего на отца. И относиться они к ним будут исходя из того, что видели в детстве. Поэтому даже если и происходят какие-либо ссоры необходимо их скрыть от малыша и избегать негатива, который может как-либо сказаться на нём в будущем.

Гендерное воспитание в семье играет самую важную роль в становлении человека.

Участие образовательных учреждений

Помимо семьи, в гендерном воспитании детей дошкольного возраста участвуют и образовательные учреждения. Они стараются регулировать поведение и отношения ребёнка вне дома. К тому же именно это первый «экзамен», который проходит малыш, появляясь в обществе.

Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада происходит за счёт игр и занятий. Это первичное освоение полезных для будущей жизни навыков через ролевые сюжеты. Для гендерного воспитания используются новые специальные учебные пособия и технологии:

  • «Мальчики и девочки — кто они?» автор Радзивилова М. А.;
  • «Я человек» автор Козлова С. А.;
  • «Мальчики и девочки 3−4 лет в семье и в детском саду» автор Дорована Т. В.;
  • «Гендерное развитие ребёнка дошкольного возраста» автор Нохрина В. Н.

К тому же проводится и гендерное воспитание в школе. Мероприятия выстраивают так, чтобы дети чувствовали свои гендерные различия и учились правильно контактировать с человеком противоположного пола.

Советы по воспитанию

Нормы воспитания в каждой семье свои. И что неприемлемо в одних стенах, в других может оказаться обычным делом. Несмотря на это психологи выделили некоторые аспекты, на которые стоит уделить внимание при воспитании будущего полноценного члена общества.

Для воспитания настоящего мужчины:

  1. Мальчика надо уважать. Для любого мужчины его репутация и значимость в обществе играет одну из самых важных ролей. Поэтому нужно проявлять по отношению к нему доверие уже с малых лет.
  2. Для него необходим мужской пример: отец, дядя, дедушка, личный тренер. Только глядя на взрослого, он сможет понять как должен вести себя настоящий мужчина.
  3. Меньше критики и запретов. Он должен чувствовать свою самостоятельность, пусть хоть и мнимую.
  4. Мальчики бурные и активные от природы. Для того чтобы удержать его необходима дисциплина и режим. К тому же она научит его ответственности.
  5. «Мужчины не плачут!» Ни в коем случае не надо придерживаться этого правила и ограничивать малыша в его эмоциональных проявлениях.
  6. Для мальчика важны постоянные физические контакты с родными.
  7. Не нужно все делать за него. Да он маленький, да не умеет, но это не значит, что не может. Учите самостоятельности, а то что у него что-то не будет получаться лишь привьёт упорство и целеустремлённости.
  8. Нужно развивать мелкую моторику рук при помощи конструкторов, пазлов или рисования. Также для поддержания улучшения воображения пригодятся сюжетно-ролевые игры с машинками и солдатиками.

Для воспитания настоящей женщины:

  1. Девочки более чувствительны, поэтому им требуется больше заботы, нежности и понимания.
  2. Они тянутся больше к матерям и для них важно установить с ней тёплые и доверительные отношения.
  3. От отношения отца к ней у неё сформируется будущее видение того, как к ней должен относиться муж.
  4. Ей необходимы регулярные разговоры по душам. Любая девочка любит посекретничать.
  5. Мама обязана привить дочке хозяйственность.
  6. Юной принцессе важна похвала и восхищение.
  7. Её внимание лучше концентрировать на активных играх и увлечениях.

Гендерное воспитание дело не простое, но самым важным все равно остаётся любить и быть внимательным к своему чаду, тогда никакие трудности не будут тяжёлым грузом на плечах.