Какие параметры влияют на формирование самооценки человека

Самооценкой
называют то, как человек воспринимает,
осознает свои личные качества, а также
то, как он оценивает их. Видит ли он свои
достоинства и недостатки в реальном
свете — это зависит от самооценки.

  • Адекватная/неадекватная
    самооценка. Пожалуй, самые важные виды
    самооценки личности, так как определяют
    насколько здраво и верно оценивает
    человек свои силы, поступки и качества.

  • Высокая/средняя/низкая
    самооценка.
    Здесь определяется непосредственно
    уровень оценки. Проявляется в придании
    излишней значимости или наоборот –
    незначительности собственным достоинствам
    и недостаткам
    . Крайние виды самооценки
    редко способствуют продуктивному
    развитию человека, так как низкая
    блокирует решительность действий, а
    завышенная – подсказывает, что всё и
    так прекрасно, и ничего делать, в
    общем-то, не нужно.

  • Стабильная/плавающая
    самооценка. Определяется тем, зависит
    ли самооценка человека от его настроения
    или успешности в тот или иной
    ситуации (периоде жизни).

  • Общая/частная/конкретно-ситуативная
    самооценка. Указывает область, на
    которую данная оценка распространяется.
    Оценивает ли человек себя по физическим
    или умственным данным, в конкретной
    сфере: бизнес, семья, личная жизнь
    . Порой
    же это может касаться лишь определённых
    ситуаций.

23.
особенности
каждого типа темперамента

Холерики

Тип
темперамента холерик имеет как свои
положительные, так и отрицательные
качества. Рассмотрим для начала плюсы

Холерики
прямолинейны, решительны. Они всегда
знают, что делать в определенной ситуации.
Это люди быстрые, подвижные, работа в
их руках просто кипит
. За новое дело
представители этого типа темперамента
берутся без проблем и боязни
. Все делают
быстро, без затруднений преодолевают
различные препятствия. Холерики любят
спорить, доказывать свою правоту
. Мимика
таких людей выразительна. У них, как
говориться, все написано на лице
. Речь
у таких людей живая, эмоциональная
. Они
могут дополнять ее различные движениями
рук, тела
. Чувства у холериков проявляются
очень быстро, они всегда ярки и эмоционально
окрашены. Холерики практически никогда
не обижаются, обиды не запоминают.
Засыпает и просыпается такой человек
быстро.

Недостатки
холерического темперамента

Быстрота
холерика нередко перетекает в торопливость.
Движения резкие, порывистые, нередко
неуравновешенные и несдержанные.
Холерикам явно не хватает терпения.
Прямолинейность иногда может играть и
свою негативную роль. На высказывания
холериков люди очень часто обижаются.
Личности с данным типом темперамента
нередко провоцируют различного рода
конфликтные ситуации. Холерики привыкли
работать рывками
. Резкий подъем сменяется
спадом деятельности
. И так по кругу. Это
люди, которые не боятся рисковать. Именно
поэтому они нередко оказываются в
неудобных ситуациях
. Холерики поверхностны.
Они не любят вникать в суть проблемы.
Склонны к переменам настроения. Такие
люди не терпят промахи других

Флегматик

Достоинства,
позитивные стороны флегматиков

В
первую очередь это спокойные, рассудительные
и уравновешенные люди. У них есть выдержка
в любой, даже конфликтной и спорной
ситуации
. Такие люди последовательны
в делах
. Они обязательно все начатое
доводят до логического завершения. Речь
их размеренная, спокойная
. Нет лишних
движений или ярко выраженной мимики
лица. Такие люди мало разговаривают. В
работе придерживаются системности, не
любят отступать от порядка
. Постоянны
не только в отношениях, но и в интересах.
Это чаще всего однолюбы
. Чувства их
глубоки, но тщательно скрыты от окружающих
глаз. Это надежные, незлопамятные люди,
которых очень тяжело вывести из себя

Негативные
стороны флегматиков

Они
слабо реагируют на внешние раздражители,
поэтому достаточно медленно принимают
новые обстоятельства. Такие люди
малоэмоциональны. Порой невозможно
понять, что именно творится в их душе.
Очень медленно включаются в новую
работу, а также переключаются с одного
дела на иное
. Довольно трудно адаптируются
в новой обстановке
. Нелегко сходятся с
новыми людьми
. Стоит отметить, что в
жизни флегматиков довольно много
шаблонов и стереотипов, которым они
неукоснительно следуют.

Сангвиник

+
Настроение
их преимущественно хорошее. Но может
резко меняться
. Все чувства у таких
людей возникают очень быстро. Однако
не отличаются глубиной
. Неприятности,
неудачи переживают без особых проблем,
достаточно легко
. Выносливость и
работоспособность находятся на высоком
уровне
. Без проблем заводят новые
знакомства. В общении с новыми людьми
не испытывают дискомфорта, неудобств,
страха
. Такие люди даже в самых сложных
ситуациях сдерживают свои эмоции. У них
отличное чувство самообладания
. Речь
громкая, торопливая, при этом отчетливая.
Мимика и жесты яркие, выраженные
. Это
хорошие организаторы
. В деятельности
настойчивы, все дела доводят до логического
завершения.


Склонны
не доводить дела до конца. Однако это
справедливо только в том случае, если
интерес к деятельности утрачен. Сангвиники
не приемлют однообразной работы
. Такие
люди нередко переоценивают себя и свои
возможности
. Это люди, которые быстро
меняют увлечения
. Это касается как
интересов, так и личной жизни. В решениях
такие личности могут быть поспешными,
опрометчивыми
. Настроение сангвиников
неустойчивое и склонное к переменам.

Меланхолик

+
Меланхолики
чувствительны. Однако это может относиться
также и к недостаткам типа темперамента.
Такие люди выдвигают к себе завышенные
требования, что заставляет их стремиться
к лучшему
. Они тактичны, сдержанны.
Меланхолики отлично чувствуют других
людей, их настроение
. Эмоции таких людей
сильные, глубокие, яркие, постоянные.
Работают спокойно и продуктивно. Однако
исключительно в привычной для себя
обстановке
.


Опять
же на первый план выходит повышенная
чувствительность, эмоциональность.
Такие люди очень тяжело переносят обиды,
если огорчаются, то надолго. Меланхолики
в большинстве случаев застенчивые,
стеснительные, не склонные к общению
личности
. Это люди, которые редко смеются.
В основном они пессимистично настроены.
Не любят ничего нового, долго адаптируются
в новом коллективе
. Изменения для них
– это что-то ужасное, трудное
. В работе
им надо делать паузы, так как они склонны
к быстрому утомлению. Речь их тихая,
слабая
. Мимика и жесты практически
отсутствуют. Это слезливые, плаксивые
люди
. В большинстве случаев меланхолики
боязливы, тревожны и замкнуты
. В сложные
моменты такие люди склонны теряться,
они нередко опускают руки перед
препятствиями, не стараясь их обойти
или же убрать с пути

Психологи утверждают, что уровень самооценки откладывает свой отпечаток не только на жизнь человека, но и на его эмоциональное и психологическое здоровье. Она напрямую ассоциируется с амбициозностью человека. Если между амбициями и настоящими возможностями излишнее расхождение, то уровень самооценки нельзя считать нормальной.

Разновидности самооценки

Самооценка — это определение возможности человека правильно воспринимать себя, свое отношение и поступки относительно окружающих. Среди составляющих самооценки можно выделить такие элементы: самокритика, требования к себе, отношение к личным достижениям и неудачам.

Виды самооценки

Говоря о видах самоанализа, психологи не ограничиваются простыми понятиями «хороший» или «плохой». Они дают более развернутое определение, опираясь на такие критерии:

  • актуальность — определяет уровень самоанализа по результатам, которых человек уже достиг;
  • парциальность — это достижения в каком-то определенном виде деятельности;
  • потенциал — определяется по врожденным задаткам, талантам или способностям человека.

А также среди распространенных определений самооценки по ее видам бывают такие:

  • заниженная;
  • правильная;
  • завышенная.

Каждый из этих видов имеет свои особенности и характеристики.

Заниженный уровень

Низкая самооценка формируется на основании различных факторов. Это может быть оценка умений и успехов человека близкими родственниками, уровень психологического здоровья, статус человека в социальной сфере, различные генетические недостатки и прочее.

Параметрами самооценки являются следующие характеристики:

  • человек становится слишком самокритичным и выражает частое неудовлетворение;
  • критика со стороны окружающих вызывает у человека негативные эмоции (обида, раздражение, злость), ему кажется, что к нему излишне придираются;
  • человек становится очень нерешительным, из-за того, что он боится допустить ошибку и быть высмеянным;
  • постоянное стремление угодить, даже если это происходит в ущерб самому себе;
  • стремление излишне идеализировать, при этом страдать, не достигая идеала;
  • неправильное восприятие вины и допущенных ошибок;
  • личность постоянно враждебно настроена, без каких-либо аргументированных причин;
  • пессимизм со всеми его негативными аспектами;
  • человек, имеющий низкую самооценку, воспринимает свои временные неудачи и поражения как постоянные.

Эти люди очень восприимчивы и зависимы от общественного мнения. Для них очень необходимо получать признание от окружающих, они считают, что положительное мнение окружающих напрямую зависит от достигнутых успехов. То есть, они искренне верят, что хорошие отметки в школе, повышение по службе, успехи в отношениях незамедлительно приведут к признанию в обществе.

Излишне сниженный уровень самоанализа может привести к различным комплексам и нереализованному потенциалу личности.

Адекватное восприятие себя

Такой вид самовосприятия выражается в способности личности указать на объективную и правильную оценку своих возможностей и потенциала. Она дает возможность относиться к своим действиям с оптимальной критичностью, что не мешает нормальной реализации личностного потенциала и позволяет окружающим правильно оценивать личность.

Человек, обладающий адекватной самооценкой, достигает хороших высот в карьере и успехов во всех жизненных аспектах. Такой человек является довольно уверенным в себе и своих амбициях, и способен справиться с любыми жизненными неудачами.

Психологи выделяют два фактора мотиваций для людей с правильным уровнем самоанализа:

  1. Желание достичь успеха. Личности, имеющие такую мотивацию, более оптимистичны. Они не зацикливаются на различных препятствиях и неудачах. Мнение окружающих для них не очень значимо.
  2. Избегание трудностей всеми возможными способами. Люди этого типа избегают риска, являются более осторожными. Путь к достижению целей, для таких личностей тернист и сложен, с большим количеством различных препятствий.

Завышенная самооценка

Такой уровень самовосприятия говорит о том, что личность неспособна правильно оценить уровень своих возможностей и себя в частности. Такие люди имеют много претензий к окружающим людям и возникающим ситуациям. Им сложно выстраивать нормальные отношения с окружающими, что часто способствует потере нормального личностного контакта.

Этот вид самооценки свойственен высокомерным и гордым людям, имеющим на все собственное мнение, которое значительно отличается от мнения окружающих.

Снизить завышенную самооценку очень легко. Если у человека с высокой самооценкой что-либо не выходит, или выходит не так как нужно, он начинает угнетать себя и его самооценка падает до заниженной. При этом это может сопровождаться глубокой депрессией или приобретением вредных зависимостей (алкоголь, сигареты, наркотики).

Одной из причин завышенной самооценки является перфекционизм — это стремление достичь максимального уровня совершенства в различных областях деятельности человека. Проблема этого личностного качества заключается в том, что везде достичь идеала очень сложно, если не сказать невозможно. Поэтому перфекционизм может оказать негативное влияние на становление правильного самовосприятия.

Функции самооценки

Любой самоанализ выполняет множество функций, которые детально описаны ниже.

  1. Регуляторная. Эта функция помогает личности в принятии правильных решений и определении задач.
  2. Защитная. Обеспечивает личности независимость и стабильность.
  3. Развивающая функция. Помогает человеку самосовершенствоваться и развиваться.
  4. Сигнальная, или как ее еще называют отражающая. Дает возможность личности понимание правильного отношения к себе, личностным качествам и действиям.
  5. Эмоциональная. Дает личности ощущение удовлетворенности от своих поступков и личных качеств.
  6. Адаптационная. Регулирует возможность личности приспосабливаться к социальным и окружающим ее реалиям.
  7. Прогностическая. Помогает человеку регулировать уровень своей активности в начале какого-либо действия.
  8. Корригирующая. Дает возможность правильно контролировать процесс выполнения действия.
  9. Ретроспективная. Помогает реально оценить свое поведение в период завершения своего действия.
  10. Мотивирующая. Толкает человека на какое-либо действие, для получения одобрения окружающими и обретения гордости, развития самоуважения и удовлетворения.
  11. Терминальная. Если человек чувствует, что его действия вызывают высокий уровень самоанализа и самокритики, то эта функция заставляет прекратить действие, или изменить его ход.

Формирование самовосприятия

Самооценка — это в психологии определение отношения человека к себе, своим поступкам и личностным достоинствам и недостаткам. Формирование самооценки главным образом происходит еще в детском возрасте, в период познания окружающего мира и всех его аспектов. Практика показывает, что самооценка — это непостоянное явление, которое может изменяться в зависимости от различных обстоятельств. Новые критерии оценивания могут повлиять на уже усвоенные. Различают три основных фактора, которые принимают важное участие в формировании самооценки:

  1. Сопоставление личностью своих достижений в реальности, с достижениями «идеала». Если личные качества и поступки такие, как должны быть у идеальной, по мнению человека, личности, то это положительно скажется на самоанализе. Если же личности далеко до своего идеала, то уровень самооценки будет заниженным.
  2. Еще одним фактором является то, что человек дает себе такую оценку, какую, по его мнению, дают ему окружающие.
  3. Последний фактор раскрывает то, какую оценку дает человек своим действиям и поступкам. Другими словами, он испытывает особое удовольствие оттого, что выбрал конкретный вид деятельности и хорошо с ним справляется.

Стоит отметить, что самоанализ, вне зависимости от всех этих факторов, всегда является исключительно субъективной оценкой.

Этапы развития

Самооценка развивается у человека с раннего детства и до конца его жизни.

Раннее детство

В развитии самоанализа большую роль играют ближайшие родственники. Даже в самые ранние годы ребенок, совершая какие-либо действия, уже самостоятельно реагирует на личные неудачи и достижения, таким образом, понемногу формируя свою самооценку. Но излишняя критичность и восторженность родителей может подтолкнуть ее в ту или иную сторону. К примеру, малыш хорошо рисует, и восторженные родители без устали повторяют какой он молодец и что никто, кроме него. так не сможет. В дальнейшем это может послужить причиной неадекватно высокой самооценки.

Или, наоборот, ребенок, придя в детский сад, столкнется с тем, что его будут оценивать как всех остальных, без каких-то возвышений. Это неизбежно повлечет за собой угнетение и в дальнейшем низкую самооценку. И также и слишком критичные родители, постоянно повторяющие ребенку, что он ничего не может либо у него ничего не получается, заведомо занижают его самоанализ.

Средний дошкольный возраст

К этому возрасту ребенок уже может объективно оценивать свои действия, личные победы и неудачи, а также свою личность в общем. В этот возрастной промежуток родители имеют особое воздействие на психологическое развитие ребенка. При этом те из них, которые имеют доверительные отношения с ребенком, оказывают на его психологический рост более активное влияние. Поэтому основной задачей родителей является помочь ребенку правильно сформировать свою самооценку.

Ребёнок 5−6 лет

Для детей этой возрастной группы довольно большую роль играет оценка взрослых, окружающих его людей. Он непросто ждет ее, а всеми возможными способами добивается. Таким детям просто необходимо одобрение и похвала. Это означает, что ребенок уже находится в том возрасте, когда начинают формироваться различные жизненно важные свойства, которые во взрослой жизни повлияют на успешность всех видов выбранной деятельности.

Начинающие школьники

Основной проблемой этого возраста, является сильное доверие ко всем взрослым, особенно учителям. Они берут с них пример, стараются подражать, полностью принимают их оценки. Даже в том случае, когда такой ребенок дает себе самооценку, он просто пересказывает по-своему слова своего учителя.

Это означает, что именно учителя в период младшей школы помогают ребенку правильно поставить уровень своего самоанализа. В этом возрасте детям важно, чтобы положительные характеристики его личности были общепризнанными.

Подростковый период

Среди главных отличий этого возраста можно смело отметить высокий уровень самоанализа. Наряду с этим, у подростка возникает потребность давать оценку своим возможностям и правильно ими пользоваться. А также есть необходимость развивать и формировать способности своей личности до уровня, который свойственен взрослому человеку.

Для подростков ключевым фактором в развитии правильного уровня самоанализа является мнение сверстников и друзей. В возрасте до 11 лет многим подросткам свойственно давать негативную оценку себе и своим действиям. Такое восприятие остается и дальше, к 13 годам, правда, оно сопровождается хорошими изменениями в виде роста самоуважения.

По мере того как подросток взрослеет, он начинает более трезво оценивать себя как личность. При этом в начале этого периода, подростку свойственно осознавать только определенные поступки в конкретных ситуациях, далее познаются черты характера, а уже в самом конце — особенности собственной личности.

Как изменить свою самооценку

Существует несколько способов в любом возрасте повлиять на свою самооценку. Способ следует выбирать исходя из личностных качеств и потребностей. Ниже описаны самые распространенные методы поднятия самооценки.

  • На листе бумаги или в ежедневнике на первой странице, необходимо записать все позитивные и негативные свои качества. В момент, когда произошла какая-либо неудача и самооценка пошатнулась, необходимо просто достать этот список и перечитать его. Этот способ помогает всегда оставаться уверенным в себе и своих силах.
  • Еще один популярный метод заключается в ведении ежедневника, в который записываются только успешные моменты дня. Это поможет не только поддерживать свою самооценку, но и обеспечит положительный настрой и желание совершенствоваться на следующий день.
  • Для достижения каких-то новых целей необходимо составить четкий план действий и неуклонно ему следовать. Это даст возможность не обращать внимания на преграды и незначительные неудачи.

Стоит отметить, что женщины чаще поддаются влиянию от общественного мнения. Поэтому им рекомендуется больше слушать свой внутренний голос, родных и близких. Это не позволит впадать в отчаянье при каждом замечании.