Особенности развития и питания ребенка в 7 месяцев

Ребенок продолжает расти, поэтому каждый день приносит что-то новое. Развитие и питание ребенка в 7 семь месяцев разительно отличается от того, какое было несколько месяцев назад. Это уже совсем не беспомощный грудничок, который только спит и ест целыми днями. Теперь кроха уже начинает общаться и активно осваивать новые умения и навыки, а также изучать окружающий его мир. Рассмотрим, какое развитие должно быть у ребенка после исполнения 7 месяцев.

Основные физиологические изменения

Рост и вес

Прежде всего, семимесячный малыш отличается по своим физическим параметрам. За месяц он вырастает примерно на 1—2 сантиметра, его вес увеличился на 500—600 граммов, а окружность головы и груди стала больше на полсантиметра. Кроме того, к этому времени ребенок уже радует родителей первыми зубками. Сначала, чаще всего, прорезаются 2 нижних резца, после этого появляются 2 верхних, а уже за ними начинают расти боковые зубы, но их ждать нужно значительно позже.

Двигательная активность

В первую очередь, необходимо отметить развитие малыша в 7 месяцев в физиологическом плане. Что происходит с его телом к этому моменту?

  1. Благодаря тому, что мышцы становятся более крепкими, ребенок может уже сидеть, а также свободно переворачивается как со спины на живот, так и обратно.
  2. В 7 месяцев дети активно изучают пространство. Они начинают ползать, сначала обычно по-пластунски, а уже потом на четвереньках. Некоторые малыши в этом возрасте уже умеют вставать на ножки и передвигаться самостоятельно, держась за опору.
  3. В это время уже полностью формируются зрение и слух, поэтому малыш уже реагирует на любые звуки и может наблюдать даже за быстро движущимися предметами. Кроме того, он может сфокусировать свой взгляд на вещах, расположенных на значительной расстоянии. При этом он учится различать размеры предметов, он понимает, что маленькие игрушки можно захватить одной ручкой, а для большой могут понадобиться обе.
  4. Из-за того, что происходит более интенсивное развитие правого полушария мозга, кроха чаще пользуется левой рукой, чем правой. Однако это совсем не означает, что впоследствии ребенок будет левшой.
  5. Так как в питании ребенка уже присутствует не только молоко, его стул также меняется. Он становится гуще с более резким запахом.

На что стоит обратить внимание

Несмотря на то что дети растут и развиваются по-разному, есть ряд моментов, которые должны насторожить родителя.

  1. Ребенок даже не делает попыток перевернуться или сесть.
  2. Нет никакой реакции на звуки.
  3. Малыш не может держать свой вес, находясь в вертикальном положении.
  4. Не следит за передвигающимися предметами.
  5. У него не получается поднести ко рту предметы.
  6. Он даже не пытается привлечь к себе внимание мамы и не выражает свои эмоции при общении с ней.

Особенности эмоционального и умственного развития

Что же должен уметь делать малыш в 7 месяцев? Развитие в плане интеллекта и эмоций происходит очень интенсивно и связано это в первую очередь с его двигательной активностью. Так как с возможностью самостоятельного передвижения значительно расширяются его возможности знакомиться с окружающим миром. Кроме того, он исследует еще и способности своего тела, поэтому ему нравится переворачиваться, свешиваться с кровати или кувыркаться.

В это время также интенсивно идет развитие речи. Кроха пытается экспериментировать с произношением различных звуков, используя при этом губки, язычок и мимические мышцы. Он уже различает эмоции, жесты и действия взрослых и усердно пытается им подражать.

В 7 месяцев ребенок уже может использовать при игре не одну, а несколько игрушек. При этом он пытается определять и учитывать физические свойства предмета, то есть, если это круглый предмет, то он будет его катать, а если это кубики, то он понимает, что их можно сложить вместе. Дети тщательно изучают все уголки, выпуклости и закругленности предметов, особенный восторг будут вызывать игрушки, способные менять форму и издавать различные звуки.

Кроме того, малыш уже понимает причинно-следственную связь, то есть он знает, что если спрятать какой-нибудь предмет, он исчезнет не навсегда. Поэтому если мама чем-нибудь закроет игрушку, он наверняка попытается ее открыть, чтобы найти.

В этом возрасте дети учатся концентрировать свое внимание. Это означает, что даже, если вы попытаетесь отвлечь малыша от интересующего его предмета, он все равно вернется к нему через некоторое время. Он может запомнить самые простые жесты, например, как показать «пока» или «привет».

В этот период также укрепляется связь ребенка с мамой. Ему еще сложно понять, что если она куда-нибудь уходит, то обязательно к нему вернется, поэтому он очень остро реагирует на ее исчезновение. Кроха различает «своих» и «чужих», из-за чего может начать плакать при появлении незнакомцев. Поэтому очень важно, при знакомстве малыша с новыми людьми сначала дать ему возможность с ним привыкнуть, а до этого момента не оставлять его с ними наедине.

Как изменяется питание в 7 месяцев

Несмотря на то что главной составляющей рациона все еще остается грудное молоко, в этом возрасте уже активно вводится прикорм. И если фруктовое и овощное пюре уже наверняка малыш попробовал, то теперь наступает черед молочных каш. Лучше всего, предпочтение отдать таким крупам, как рис, кукуруза, гречка. Постепенно также вводятся яичный желток и мясо. Так как у ребенка начинаются прорезаться зубы, в рационе обязательно должны быть такие продукты, как яблоки, картофель, рыба и куриное филе.

Важно помнить, что пища не должна быть соленой, жирной или острой, а прикорм должен вводиться постепенно, не более одного продукта в неделю. Режим питания остается примерно следующим: пятиразовый прием пищи, при этом утром дается материнское молоко или молочная смесь, в зависимости от типа кормления, затем три раза прикорм, вечером снова молоко.

Это время отлично подходит для того, чтобы начать обучать ребенка пользоваться столовыми приборами. Если у малыша будет своя ложечка, то он с удовольствием будет стараться пользоваться ей сам. Поэтому желательно, чтобы у него были свои столовые приборы, а также тарелка и кружка. Посуду лучше всего покупать из небьющегося материала, лучше всего, на присоске, чтобы ее было труднее перевернуть. А если купить ребенку кружку-непроливайку, то он сможет учиться самостоятельно пить.

Главное, не терять терпение! Так как 7 месяцев — это период активного знакомства с окружающей его средой, то детям просто необходимо изучить все своими ручками, и еда при этом не является исключением. Он обязательно будет экспериментировать с ней, проверять ее консистенцию, а только после этого пробовать на вкус. Важно относиться к этому с юмором, но при этом стараться плавно приучать к чистоте.

Занятия с семимесячным малышом

Что же рекомендуется делать совместно с ребенком в семь месяцев для его развития? Какие методы для этого использовать?

Гармоничное развитие возможно только в том случае, когда внимание уделяется не только физическим упражнениям, но и расширению умственных возможностей. Вот несколько основных рекомендаций, которые могут помочь в этом:

  1. Обязательно поощряйте ползание малыша. Чтобы ему ничего не мешало, на нем должна быть удобная одежда. Разрешайте ребенку ползать по полу. Если разложить на некотором расстоянии от него любимые игрушки, он будет вынужден до них тянуться, что также будет подталкивать его к передвижению.
  2. Уделяйте внимание физическим упражнениям, не забывайте делать гимнастику, сгибайте и разгибайте ножки, помогайте ему подниматься на них, тренируйте ручки.
  3. Можно предложить крохе поиграть в «перетягивание каната». Лучше всего для этого подойдет шарфик яркого цвета, за который ребенку будет удобно ухватиться.
  4. Малыши очень любят игру «в прятки», когда мама прячет, например, под одеялом или полотенцем его игрушку, а он ее ищет.
  5. Не забывайте уделять внимание развитию мелкой моторики, делать это можно с помощью пальчиковых красок, различных игрушек с кнопочками, самодельных мешочков, наполненных крупами или небольшими шариками и так далее.
  6. Обязательно общайтесь с ребенком. В это время закладывается пассивный словарный запас, поэтому очень важно озвучивать названия всех действий, которые вы совместно выполняете, рассказывать об игрушках, в которые он играет. Несмотря на обилие сегодня различных игрушек, лучше выбирать наиболее понятные и простые, например, животных, машинки, мячи и так далее.
  7. Старайтесь всегда называть ребенка по имени, чтобы он его мог запомнить. Кроме того, хорошим упражнением является просмотр фотографий, только не забывайте называть по именам родных, которые там запечатлены.
  8. Обучайте кроху показывать пальчиком различные предметы, которые вы ему называете. Попросите его показать, где у него голова, ручки, ножки, глазки.
  9. Старайтесь гулять в то время, когда грудничок не спит, чтобы у него была возможность понаблюдать за природой.
  10. Малыши в этом возрасте уже с удовольствием разглядывают книги, особенно если в них есть крупные яркие картинки и плотные странички, которые ребенок сможет переворачивать сам.
  11. Пригласите в гости друзей, у которых есть дети примерно такого же возраста, чтобы малыши могли общаться и наблюдать друг за другом.
  12. В 7 месяцев дети уже начинают понимать, что можно, а что нельзя. Старайтесь, однако, чтобы запретов было все-таки меньше, употребляйте слово «нельзя» только в том случае, когда дело касается вопросов безопасности.

Главное, помнить, что самое важное для малышей — это любовь и внимание родителей. Если вы будете проводить вместе время и с удовольствием заниматься с ним, результат не заставит себя долго ждать, а кроха будет радовать вас своими достижениями.

Развитие и питание ребенка в 7 месяцев

Впервые малыш начинает двигаться еще в животе мамы – примерно с 8 недели. Сначала он медленно плавает в околоплодных водах.

Позже его движения становятся более скоординированными и уверенными, а к 24 недели беременности движения плода напоминают движения новорожденного: он перебирает своими ручками пуповину, дотрагивается до лица, сжимает и разжимает кулачки, активно шевелится, переворачивается и отталкивается.

Только что появившийся на свет малыш не беспомощен, природа позаботилась о нем и наделила инстинктами и рефлексами (поисковым, сосательным, хватательным и др.). Благодаря ним, новорожденный отыскивает материнскую грудь, а как только сосок оказывается у него во рту – начинает инстинктивно сосать; если у крохи прикрыты нос и рот – он будет вертеть головой, чтобы освободить дыхание; а на приближающийся к глазам предмет – начинает моргать. Некоторые рефлексы новорожденных в скором времени исчезают, а многие сохраняются на всю жизнь.

В первый месяц движения малыша беспорядочны и хаотичны, а ручки и ножки тесно прижаты к себе и как бы подергиваются.

Если вы попробуете распрямить его ручку или ножку – она тут же вернется в исходное положение. Лежа на спине, малыш слегка поворачивает голову в сторону звука, а в позе «на животе» на твердой поверхности, пытается приподнимать голову. Задача родителей первого месяца – с помощью легкого поглаживающего массажа и ежедневной гимнастики ослабить тонус мышц.

Со второго месяца малыш начинает управлять своим телом. Мышцы ног и рук становятся более расслабленными, а движения ровными и упорядоченными. Если вы будете разговаривать с малышом медленно – он будет так же медленно двигать руками и ногами, но стоит вам перейти на убыстренный темп речи – и ребенок задвигается более энергично.

Мышцы шеи окрепли, и ребенок уже свободно поворачивает голову в разные стороны и недолго, но удерживает её ровно, находясь в вертикальном положении, но всё равно продолжайте поддерживайте малыша под головку, когда берете его на руки. Лежа на спине, малыш слегка приподнимает голову вверх, чтобы посмотреть на происходящее. Появляются короткие небольшие толчки и удары в сторону подвешенной игрушки.

В три месяца рефлекторные действия ребенка заменяются осознанными действиями. Теперь младенец сосредотачивается на предмете, а потом протягивает руку, чтобы дотронутся до него. Так же малыш понимает, что для того, чтобы утолить голод – надо найти сосок, приложиться к нему губами и сосать. Лежа на животе, малыш поднимает голову, приподнимая грудь над поверхностью, поворачивает голову в разные стороны и меняет позы, чтобы было лучше рассматривать.

Лежа на спине, выгибает спинку, опираясь на предплечья, и может перевернуться на бочок. Если взять малыша подмышки, он упрется ножками в поверхность и станет пружинить. Малыш уделят много времени играм с собственными ручками – сжимает и разжимает пальцы, тянется к предметам, захватывает игрушку, вложенные ему в руку, трясет её, тянет в рот, хватает одной рукой другую руку. 

Всё это время идет активная подготовка к умению ползать. Мышцы ребенка развиваются и крепнут.

К четырем месяцам, лежа на животе, малыш немного приподнимает тело, опираясь на руки. Кроха устойчиво стоит при поддержке подмышки. Длительно удерживает голову в вертикальном положении. Некоторые дети уже могут переворачиваться со спины на бок, некоторые со спины на живот. Ладошки малыша почти всегда раскрыты, он осознанно тянет ручки к игрушкам, захватывает их, щупает, берет, отталкивает, бьет по подвеске. Все эти действия свидетельствуют о том, что продолжается развитие зрительно-двигательной деятельности.

На пятом месяце малыш становится подвижен и активен. Он уверенно переворачивается со спины на живот, лежа на животе – опирается на ладошки выпрямленных рук или на локти, начинает немного ползать по-пластунски с опорой на руки. Пытается сесть, когда его тянут за руки. Находясь в вертикальном положении – держит голову прямо и всем телом тянется куда-то вперед. Если поставить на ноги и держать подмышки – будет стоять на выпрямленных ногах. 

В 6 месяцев малыш поворачивается с живота на спину и со спины на живот, подтягивается за опору, чтобы сесть, опирается на ладошки и колени и раскачивается вперед – назад, готовясь ползти на четвереньках. Меняет положение своего тела и подползает на животе, отталкиваясь руками и ногами,  к интересующему его предмету. Выполняя различные движения, малыш учится сохранять равновесие. Подолгу удерживает игрушки в руке, играет с ними, перекладывает из одной руки в другую.

В семь месяцев движения глаз, рук и ног согласованы. Малыш уже хорошо ползает, причем не только вперед, но и назад; садится из положения лежа и сидит непродолжительное время, при этом может наклоняться и выпрямляться. Начинает вставать, держась за опору, и стоит так длительное время. Сознательно раскрывает ладонь для взятия предмета или игрушки, хорошо перекладывает из руки в руку, вращает кистью.

Восьмимесячный малыш хорошо ползает, садится из положения лежа и сидит длительно время без поддержки, рассматривая всё вокруг и действуя руками, затем ложится из положения сидя. Держась за опору, малыш встает на одно колено, потом на другое, подтягивается и поднимается на ножки. Стоя таким образом, он переступает бочком возле опоры. Если нужно достать предмет с пола, держась одной рукой за опору, наклонится и достанет. Ползая, кроха может преодолевать значительные расстояния – до 300 метров в день! Остерегается упасть на пол с дивана, но не всегда замечает приближающийся край.

В 9 месяцев малыш приобретает вертикальное положение: сидит, встает, учится стоять без опоры, переступать и ходить, держась за стены или за две руки взрослого. Большую часть времени ребенок ползает, но уже начинает часто вставать, чтобы ходить. А вообще, упражнения в ходьбе – становятся его любимым занятием. Усложняется и ползание – кроха осознанно меняет траекторию движения, направляясь к цели. Может прыгать и приседать, держа вас за руки; залезать на возвышения (подушку, диван, ваши колени), забираться по лесенке. Совершенствуется мелкая моторика – может захватывать небольшие предметы двумя – тремя пальцами или показать на заинтересовавший его предмет пальчиком.

К 10 месяцам дети хорошо ползают, но много и ходят, держась за подвижную опору, маневрируют между препятствиями, поднимаются на возвышенность и спускаются с неё, держась за перила. Малыш может стоять с поддержкой или без неё. Из положения сидя встает на четвереньки. Может влезть на низкий диванчик и сползти с него. Во время игр встает на колени, нагибается, опираясь на одну руку. Пытается дотянуться до всего, что видит.

У детей 11 месячного возраста заметно развиваются двигательные навыки. Они уже хорошо и полноценно ползают, могут стоять без поддержки или с одной рукой, поворачиваться за игрушкой, плавно приседать, наклоняться, вставать, делать первые самостоятельные шаги с вытянутыми вперед руками, переступать через препятствия, а некоторые дети уже достаточно уверенно ходят.
 

К 12 месяцам ребенок ходит самостоятельно – подолгу и в разных направлениях, при этом он может останавливаться, поворачиваться, приседать, наклоняться за игрушкой и выпрямляться, нести игрушку в руках, толкать перед собой тележку или тянуть за собой игрушку с машинкой, переступать без опоры через преграды. Ребенок добирается до всего, что его интересует – он с легкостью может забраться на большие высоты – на спинку дивана, подоконник, тумбочку, комод, стол и т.п.
 

Что нужно делать, чтобы развить двигательную активность ребенка

•    Прежде чем дотронуться до малыша или взять его на руки – ласково поговорите с ним. Не трогайте младенца холодными или потными руками.

•    В возрасте от 0 до 3 месяцев, когда берете малыша на руки, всегда поддерживайте его под голову.

•    Во избежание однобокости – берите малыша то на одну руку, то на другую, почаще меняйте позы малыша, выкладывайте его то на правый бок, то на левый, то на спинку, то на животик.

•    До трех месяцев лучшей гимнастикой для малыша является расслабляющий и поглаживающий массаж и упражнения, которые активизируют проявление врожденных рефлексов.

•    После трехмесячного возраста включите в массаж ребенка и остальные приемы: разминание, растирание, похлопывание, вибрации и др.

•    Гимнастику и массаж лучше делать за 20-30 минут до или через 30-40 минут после кормления. Кроха должен пребывать в хорошем настроении, а упражнения должны ему нравиться.

•    Ежедневно проводите с малышом массаж, гимнастические упражнения, воздушные ванны и купания. Занимаясь с малышом – разговаривайте с ним и хвалите.

•    Полностью удовлетворяйте потребность ребенка в свободных и разнообразных движениях – это будет способствовать развитию психических, умственных и физических функций.

 Развитие общей моторики детей

10-20 дней   

Любимая поза – свернуться «эмбрионом», как и в чреве мамы (с подогнутыми и прижатыми к туловищу ручками и ножками).

Общие движения заторможены и хаотичны.

В положении лежа поднимает голову на 3-4 секунды.

Сам принимает положение, удобное для сосания.

Хорошо выражены врожденные рефлексы.   
 

1 мес.   

Лежа на животике, пытается поднять и удержать голову 10-15 сек.

В вертикальном положении удерживает голову несколько секунд.   

2 мес.   

Лежа на животе хорошо поднимает и некоторое время удерживает голову.

Протягивает руки к подвешенным над ним игрушкам.

Несколько секунд удерживает игрушку, вложенную ему в руки.   

3 мес.   

Лежа на животе, опирается на предплечья и высоко поднимает голову, поворачивает её в разные стороны.

Длительно удерживает голову, находясь в вертикальном положении.

Поочередно сгибает и разгибает ноги.

Пытается дотронуться и схватить подвешенные над ним игрушки.   

4 мес.  

Удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого), может оглянуться назад.

Лежа на животе, приподнимает туловище и голову на 60°.

При поддержке под мышки упирается полусогнутыми ногами о твердую опору.

Поворачивается со спины на бок.   

5 мес.

Опирается на ладони вытянутых рук, лежа на животе.

Переворачивается со спины на живот.

Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.

Крепко удерживает игрушку, вложенную в руку, трясет ею.

Подгребает к себе маленький предмет и зажимает его в кулачке.

Лежа на животе, подтягивается до предмета.   

6 мес.   

Передвигается, переставляя руки или немного подползая ползком.

Переворачивается с живота на спину.

Захватывает игрушки руками.

Лежа на животе, высоко приподнимает грудь, опираясь на ладони рук или на одну руку.   

7 мес.   

Хорошо ползает на животе (много, быстро, в разных направлениях).

Подтягивается за предметом, пытаясь встать на коленки.

Раскачивается, стоя на коленках.

Сидит без опоры некоторое время.

Перекладывает игрушку из руки в руку и крепко удерживает её, если кто-то пытается её забрать.

Хватает движущиеся игрушки.    

8 мес.   

Придерживаясь руками за барьер, сам встает, стоит, опускается, переступает.

Сам садится, сидит и ложится.

Ползает на руках и коленях.

При продержке подмышки хорошо переступает ногами. Подбирает маленький предмет большим и указательным пальцами.   

9 мес.   

Переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками.

Ползает на четвереньках.

Ритмично сгибает и разгибает ноги в такт музыки.

Машет на прощание рукой, хлопает в ладоши, показывает пальцем.

Залезает на четвереньках на горку и слезает с неё.   

10 мес.   

Входит на невысокую поверхность или горку, держась за перила, и сходит с нее.

Самостоятельно встает без опоры и сам стоит непродолжительное время.

Пытается ходить самостоятельно или уже начинает ходить.

Повторяет действия за взрослыми.

Может играть сразу двумя предметами.   

11 мес.    

Стоит самостоятельно.

Делает первые самостоятельные шаги.

Самостоятельно садится из положения на животе.   

12 мес.   

Ходит самостоятельно (без опоры).

Ходит, удерживая предметы в руках.

Приседает и встает из положения стоя без опоры   
 

(таблица приводится по результатам психолого-педагогических исследований нервно-психического развития детей первого года жизни, которые проводились Н.М. Келовановым, С.М. Кривиной, Э.Л.Фрухт, К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой и др.). 


Книги для развития малыша

Игры, развивающие движения (0-6 мес.)Игры на развитие движений (7-12 мес.)

Автор: Дарья Колдина

Материал к занятию: