Самодельный минитрактор своими руками

Для небольших фермерских хозяйств мини-трактора — это оптимальный вариант при выборе обрабатывающей техники. Цены на новую заводскую технику велики, да и вариант с б/у не всегда доступен. В таком случае выручают собранные своими руками образцы. Большой популярностью у фермеров пользуются мини-трактора самодельные с ломающейся рамой.

Блок: 1/6 | Кол-во символов: 375
Источник: https://agronomu.com/bok/2801-kak-sdelat-samodelnyy-mini-traktor-s-lomayuscheysya-ramoy-svoimi-rukami.html

Содержание

Основа минитрактора – рама

Практика многих показывает, что для создания основы отлично подойдет швеллер. От номера пять до номера девять. Швеллер стоит избрать по причине, того, что он весьма жесток на кручение и на изгиб. Мини трактора самодельные с ломающейся рамой, изготовленные из качественного швеллера способны долгое время просуществовать, будучи подвергаемы ежедневным высоким нагрузкам.

Разумеется, швеллер не обязательно использовать для создания всей конструкции. Вы можете воспользоваться профилями другого типа в тех местах вашего будущего минитрактора, которые не предполагают особенных жестких нагрузок. К примеру, вы можете создать козырьковый каркас над сиденьем, использовав для этого 10-ти миллиметровый пруток. Он же подойдет и для создания рамки крыльев.

Узел перелома для минитрактора, также известный, как шарнирное сочленение полурам. Чтобы его создать, можно воспользоваться карданом от главной передачи грузовика. Чтобы упростить себе задачу управления минитрактором во время пахоты, на этапе его конструирования мы рекомендуем задуматься об установке рулевого управления с гидроцилиндрами.


Рама самодельного трактора: 1 — бампер (СтЗ, швеллер 80х80); 2 — проушина крепления двигателя (СтЗ, лист s20): 3 — лонжерон передней полурамы; 4 — кронштейн крепления рулевого цилиндра (СтЗ, лист s20); 5 — проушина навески косилки (СтЗ, лист s20); 6 — стойка крепления кабины (2 шт.); 7 — корпус, центрального шарнирного узла (СтЗ, лист s20); 8 — кронштейн крепления гидроцилиндра подъема кузова и прицепного уст ройства (СтЗ, лист s20); 9 — лонжерон задней полурамы: 10 — узел крепления кузова (СтЗ, лист s20); 11 — пластины связующие 12 — корпус шарнирного узла, специальный (сталь 20, труба 150×1(1); 13 балка крепления раздаточной коробки и пола кабины (от ГА3-66); 14 — кронштейн креплении раздаточной коробки (от ГАЗ-06); 15 узел навески отвала; 16— балка поперечная (СтЗ. труба 80x80x6): 17 — проушина крепления гидроцилиндра отвала (СтЗ, лист s20); 18 — стойка (сталь 20, швеллер 100×46); 19 — поперечина.

Это интересно: Конструкция рулевого управления самодельного минитрактора: знакомим с вопросом

Что такое ломающаяся рама у трактора

Переломную раму ещё называют шарнирно-сочленённой. По сути, это две полурамы, соединённые между собой при помощи шарнирного соединения. Такая схема, особенно вкупе с полным приводом, обеспечивает технике большую манёвренность. Самодельные трактора с ломающейся рамой обладают рядом неоспоримых преимуществ:

  • снижается радиус разворота техники. Мини-трактор разворачивается на 360 градусов буквально на месте;
  • трактор показывает неплохую проходимость по территориям со сложным рельефом местности. Плавающая рама в лучшую сторону изменяет балансировку машины, соответственно обеспечивается более надёжное сцепление с почвой;
  • равномерно распределённая нагрузка позволяет мини-трактору выдавать максимум мощности, потребляя при этом минимум горючего.

Самодельный мини-трактор с ломающейся рамой собрать сложнее, чем технику на цельнометаллической основе. Но результат превзойдёт все ожидания. По своей функциональности, компактная техника на переломной раме практически не уступает более тяжёлым заводским тракторам.

Как подобрать двигатель и трансмиссию

Чем отличаются мини тракторы самоделки с ломающейся рамой от покупных экземпляров, в самую первую очередь? Правильно, тем, что возможности подобрать для них наиболее подходящий двигатель почти ни у кого не бывает. Люди берут то, что ближе и дешевле всего. В результате наиболее распространенными двигателями, на которых ездит современная «переломка» стали:

  1. «УД2».
  2. «УД4».

Кроме этого, на некоторых экземплярах попадаются двигатели дизельного типа с двумя или одним цилиндром.

  1. Некоторым умельцам удается раздобыть мотор «М-67».
  2. Если у вас есть возможность установить «МТ-9», то это будет лучший вариант, потому что у него больше объем.

Только знайте, что в этом случае ваша машина 4х4 потребует увеличить передаточное число трансмиссии. Только так вы сможете добиться приемлемого показателя тягового усилия на колесной базе. Также весьма желательно еще до первого запуска и поломки двигателя предусмотреть для него подходящую систему охлаждения. Дело в том, что штатное принудительное воздушное охлаждение, которое могло бы помочь двигателю справиться с задачами, встающими перед минитракторами, там попросту не предусмотрено. В качестве решения проблемы, можно поставить на носок коленвала вентилятор с направляющим кожухом. Но для этого придется изготовить переходник, а значит, нужно будет раздобыть чертеж и для него.

Если у вас появилась возможность безвозмездно разжиться мотором от Москвича или Жигулей, то у вас может получиться очень неплохой минитрактор. Поскольку это отличный способ связать в единое целое сцепление, двигатель и трансмиссию с раздаточной коробкой.

Чаще всего, чтобы создать задний мост, применяют мосты с укороченными полуосями от легковых машин или грузовиков. Операция достаточно проста и потребует всего лишь наличия токарного станка и представления о том, что именно вы делаете. Если у вас будет возможность, то на этом же этапе следует подобрать для редуктора передаточное число.

Особенности сбора устройства

Сборка такого сложного устройства, как трактор, потребует значительных временных и финансовых вложений.

Помимо приобретения деталей и узлов агрегата, надо учесть, что вам понадобятся некоторые инструменты. Если их у вас нет, то можно обратиться за помощью к друзьям или воспользоваться прокатом.

Какие инструменты понадобятся

Так как многие части придется подгонять друг к другу, а некоторые даже изготавливать самостоятельно, то инструментов понадобится много:

Необходимые материалы для конструирования

Устройство состоит из нескольких узлов, некоторые можно целиком взять от другой техники, некоторые придется переделывать:

  • составная рама;
  • двигатель;
  • ходовая часть, включая подвеску, оси и колеса;
  • сборка с тормозными дисками;
  • механизм рулевого управления;
  • сиденье;
  • механизм для крепления навесного оборудования.

Важно! Для создания самодельной переломки нецелесообразно использовать новые материалы и детали, лучше воспользоваться «машинным секонд-хендом». Идеальным вариантом будет приобретение старой легковушки: «Запорожца», «Москвича» или «Жигулей», тогда отпадет необходимость стыковать двигатель с ходовой частью и трансмиссией.

Как сделать трактор с ломающейся рамой своими руками

Сборка трактора начинается с изготовления рамы, поэтапной установки остальных узлов на основание, монтажа гидросистемы и электрической проводки. Рассмотрим подробнее каждый этап.

Рама и кузов

Составные части рамы сваривают из металлических швеллеров (в зависимости от планируемой мощности агрегата используют швеллер от № 5 до № 9) и соединяют их между собой шарнирным механизмом (для этих целей часто используют карданные валы от грузовых машин). На задней полураме при необходимости монтируют усиленную вертикальную стойку для навесного оборудования.

Для кузова, на который не приходятся такие нагрузки, как на раму, можно использовать менее дорогой материал. Каркас, например, можно сварить из металлического прутка.

Сверху рама и место ее сочленения потом закроются металлическим листом.

Рулевое управление и сиденье

Рулевое управление настоятельно рекомендуется оснастить гидроприводом: управлять трактором на вязкой земле в поле одной мускульной силой будет очень тяжело. Гидравлическую систему можно снять с любой другой сельхозтехники. Поскольку подвеска на тракторе жесткая, то сиденье стоит сделать мягким и, возможно, подрессорить — в нем придется проводить довольно много времени.

Двигатель

Для самодельной техники часто используют ульяновские двигатели (УД-2, УД-4), но альтернатив очень много, начиная от описанного выше варианта с легковым автомобилем и заканчивая двигателями от мотоциклов, мотоблоков и автопогрузчиков.

Важно! При использовании мотоциклетного двигателя придется продумать дополнительное принудительное воздушное охлаждение — нагрузки трактора не идут ни в какое сравнение с его обычной работой.

Также надо будет установить передаточное число таким образом, чтобы при скорости около 4 км/ч частота оборотов двигателя была приблизительно 2019 мин-1. Такие показатели оптимальны при пахотных работах.

Колеса

Мосты (и задние, и передние) берут с легковых или грузовых машин, перед этим укорачивая полуоси до необходимой длины. На передний мост можно установить независимую подвеску (например, от «Запорожца»), задний мост лучше оставить жестким. Колеса выбирают в зависимости от преимущественных задач агрегата. Если его основная работа будет проходить в поле и на пересеченной местности, то лучше ставить колеса диаметром 18–24 дюйма. Если же в основном он будет использоваться для транспортных задач, то подойдут колеса меньшего диаметра — от 13 до 16 дюймов.

Это интересно: Пошаговая инструкция как изготовить самодельный гусеничный трактор (видео)

Колесная база

Рама минитрактора устанавливается на колеса, а подбирать их следует, в зависимости от того, что именно вы собрались со своим трактором делать. Либо вы будете в основном транспортировать грузы и тогда вам нужны диски посадочного диаметра от 13 до 16. Либо вы будете работать в поле, и в этом случае посадочный диаметр должен варьироваться от 18 до 24 дюймов. Поворотный узел переломного минитрактора обеспечивает достаточную степень маневренности, чтобы вы могли комфортно чувствовать себя на любом типе почвы, обрабатывая ее, засевая или собирая урожай.

Заключительный этап

Мини-трактор почти готов к работе, остались последние штрихи. Необходимо установить тормоза и сцепление. Эти узлы можно взять с легкового автомобиля или мотоцикла. Во втором случае, тросики тормоза и сцепления необходимо соединить с педалями.

Устанавливается топливный бак. Для мини-трактора достаточно будет ёмкости, вмещающей 8-10 литров горючего.

Учитывая, что подвеска трактора жёсткая, водительское сиденье должно быть подрессоренным. Иначе вы будете чувствовать каждую кочку во время передвижения.

Рекомендуется установить на трактор фары и габаритные огни. Это облегчит работу в вечернее и ночное время суток. Для работы электрооборудования придётся монтировать схему проводки. Обычно она состоит из аккумулятора, стартера и генератора.

Мини-трактор можно оснастить кабиной и элементами обшивки. Сделать это несложно, поэтому каждый человек ориентируется на свой вкус. Если техника не будет использоваться зимой, то вполне можно обойтись и без обшивки. Достаточно будет установить брезентовый тент.

Дополнительное оборудование для трактора 4х4 с ломающейся рамой

Для продуктивной работы мини-трактор обязательно должен быть оснащен валом отбора мощности (ВОМ) — к нему подключаются навесные и прицепные агрегаты (плуги, косилки, жатки). ВОМ можно взять от старого трактора или списанной военной техники. Если предполагается использование мини-трактора зимой, то можно оборудовать его кабиной. В противном случае достаточно брезентового навеса. Для удобства работы в темное время суток установите фары и габариты.

Знаете ли вы? Первые трактора появились в середине XIX века и были паровыми.

Самодельные мини-трактора с приводом 4х4 и с ломающейся рамой — незаменимые помощники на фермерских полях. Собрать такой агрегат можно за зимние месяцы, когда нет полевых работ.

А дешевизна сборки и обслуживания делает его практически безальтернативным выбором для мелких хозяйств.

Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

Механизация затрагивает не только крупные предприятия, но и мелкие подсобные хозяйства. Часто ее затрудняет высокая цена заводской техники. Выходом в этом случае становится изготовление машин своими руками.

Особенности самодельного мини-трактора

Самодельный мини-трактор переломка оказывается уникальным помощником для сельских жителей и дачников. С его помощью можно:

  • распахать огород или участок поля;
  • высадить картофель и другие корнеплоды;
  • собрать их;
  • выкашивать траву;
  • перемещать грузы;
  • очищать землю от снега.

Как сделать своими руками?

Рассмотрим один из вариантов, как можно изготовить мини-трактор с переломной рамой. Эта схема предусматривает, что будут использовать:

  • мотор от Honda вместимостью 0,5 л;
  • рулевую колонку с а/м «Москвич»;
  • коробку передач — от машин «ВАЗ» (классического типа);
  • рулевую рейку от «Опелей»;
  • укороченные классические мосты;
  • колеса, снятые с мотоблока.

Порядок сборки полноприводного трактора таков, что, прежде всего, надо укоротить мосты. Доработать придется и КПП. Отрезают часть колокола, чтобы можно было поставить шкив на клинообразные ремни. Длина шкива на коробку должна составлять 20 см. Для двигателей используют шкивы длиной 8 см.

Следующий шаг — укорачивание полуосей и нарезка шлицев. Когда мосты готовы, надо начать работу с ломающейся рамой, а, точнее, — подготовить крепежные элементы для узла перелома. Сам этот узел делают, используя переднюю ступицу автомашин ВАЗ. Далее приходит очередь кардана и установки рулевого управления. Еще один шаг — монтаж ходовых колес.

Примерив коробку передач, можно будет подготовить идеальную площадку для ее монтажа. На последнем этапе работы ставят мотор, тормозную систему, суппорт, педальный узел, примеряют шкив, делают сцепление и ставят опору первичного вала. Все, что останется, – это подготовить навесное оборудование. Каким ему быть, надо решать самостоятельно.

Чтобы исключить ошибки, следует составить чертежи самостоятельно или взять их в готовом виде. Обязательно проверяют, чтобы в документации отражались габариты каждого узла, чтобы все было согласовано максимально четко.

Форма полурам бывает довольно грубой, и ничего плохого в этом нет. Главное, чтобы набор деталей и их расстановка были рациональны, с инженерной точки зрения. Во многих самодельных конструкциях лонжероны делаются с тремя ступенями.

Рассмотрим альтернативный вариант подготовки трактора-переломки. Разработчики этой схемы предпочли использовать для передних ступеней лонжеронов швеллер №10. Завершающая ступень изготавливается из профильного трубчатого проката внешним сечением 8х8 см. Траверсы (передний и задний соответственно) делают из швеллеров 12 и 16. Так же поступают и с поперечинами.

Силовую установку подбирают по своему усмотрению. Главное, чтобы она имела необходимую мощность, вписывалась в отведенные габариты и могла удержаться на предусмотренных креплениях.

Довольно многие мини-трактора ездят с двигателем «Оки». И ездят весьма неплохо, полностью удовлетворяя запросы владельцев. Но желательно все же использовать моторы с водяным охлаждением, потому что они позволяют работать в течение многих часов почти без перерывов. Некоторые фермеры отдают предпочтение четырехцилиндровым дизелям.

Когда мотор поставлен, приходит время монтировать:

  • вал снятия мощности;
  • раздаточный механизм;
  • КПП.

Все это иногда берут со списанных грузовых автомобилей. Точная стыковка сцепления достигается благодаря переделке маховика. С него отрезают заднюю долю при помощи токарного станка. Когда она снята, надо будет в середине проточить новый пролет. Кожух, окружающий корзину сцепления, придется подогнать под требуемые размеры.

Важно: преимуществом описываемого метода сборки является возможность применить любой задний мост. Не имеет значения, на какой автомашине он стоял изначально. Нет никаких специальных требований и к карданному валу.

После окончания работы с этими деталями приступают к установке рулевого колеса, рейки и колесной ходовой базы. То, на каких колесах будет ездить мини-трактор, совсем небезразлично.

Многие люди оснащают свою технику шинами от легковых автомобилей. Но при этом надо следить, чтобы на переднем мосту стояли колеса не мельче 14 дюймов. Очень маленькие движители будут зарываться даже в довольно крепкий грунт. О движении по рыхлой почве и говорить не приходится. При этом нельзя ставить и слишком большие колеса, потому что тогда ухудшится управление.

Выходом из ситуации могут быть гидравлические системы управления. Их полностью (без всякой переделки) снимают с ненужных сельскохозяйственных машин. Передний мост собирают, используя кусок трубы, на который насаживают подшипники. Иногда его тоже берут в готовом виде. Возвращаясь к колесам, подчеркнем, что для них очень важна глубина рисунка, оставляемого протектором.

Чем крупнее грунтозацепы, тем выше эффективность всего аппарата.

Приличную амортизацию обеспечит установка на заднем мосту колес величиной 18 дюймов. Чтобы присоединить их к ступицам, надо использовать УШМ либо резак. При помощи этих инструментов отрезают центр диска (чтобы не осталось отверстий для крепления). На освободившееся место приваривают идентичную деталь, снятую с диска ЗИЛ-130. В данной схеме рулевое управление может быть любым, но ради повышенной управляемости стоит использовать гидравлическую систему.

Нельзя забывать и про установку масляного насоса, который должен приводиться в движение мотором. Лучше всего, если колеса вала будут управляться через редуктор. Систему рулевого управления оснащают барабанным тормозом. Чтобы он был связан с педалью, используют отдельную тягу.

В любом случае стоит позаботиться об оборудовании рабочего сиденья оператора.

Полезно установить летнюю кабину с навесом. Но если эта операция оставляется на усмотрение владельцев, то прикрытие мотора и других движущихся частей кожухом строго обязательно. Защитный кожух часто выгибают из оцинкованного листа. Если планируется работать много, в том числе рано утром и поздно вечером, полезно смонтировать фары. Но в таком случае придется зарезервировать на раме участок для аккумуляторной батареи, а ее саму тщательно подключить к источникам света.

Мини-тракторы часто делают и из «ЛуАЗа». В этом случае за основу берут трансмиссию и тормозные агрегаты. Все прочие детали подбирают с учетом удобства работы. Предпочтение именно этим автомобилям обусловлено тем, что техника на их основе исключительно устойчива. Как всегда, надо учитывать ширину колесной базы.

Знатоки советуют по возможности брать мотор и задний мост с той же машины, которая послужила основой. Тогда совместимость частей гарантирована.

Для работы можно использовать автомобили любой степени исправности. Каждую деталь пересматривают, вычищают и приводят в порядок. Без осмотра устанавливать что-либо не рекомендуется.

Техника безопасности

Независимо от того, какой механизм был основным при сборке мини-трактора, надо понимать, что это довольно опасное устройство. Инструкций на самодельную технику не существует, и потому первой мерой безопасности является тщательный отбор конструкции. Рекомендуется ознакомиться с комментариями к чертежам и к описаниям, с отзывами тех, кто уже пробовал их использовать. Заправлять мини-трактор надо только тем топливом, на которое рассчитан мотор. Аналогичное правило относится и к смазочным маслам.

Если агрегат имеет бензиновый двигатель, нельзя допускать попадания масла в горючее. Заливать топливо до самой кромки тоже нельзя. Если оно выплеснется при движении, могут возникнуть серьезные проблемы. Категорически запрещается пользоваться открытым огнем при заправке мини-трактора, а в идеале — в любой момент, когда люди находятся поблизости от него.

Хранить горючее требуется лишь в специальных плотно закрывающихся канистрах.

Если канистра прохудилась, ее следует выбросить. Не надо создавать запасы топлива сверх необходимых объемов. Места заправки и запуска двигателя должны находиться минимум в 3 м друг от друга. Во избежание пожара не стоит заводить мотор и в непосредственной близости от деревьев, кустарников, на сухой траве. Если двигатель завелся плохо или запустился со странными звуками, лучше отложить работу и отыскать возникшую проблему.

Нельзя ездить на мини-тракторе по садовому инвентарю, допускать столкновение со стенами, ветками и камнями. Управлять механизмом должны только разбирающиеся в нем люди. Даже если установлены фары, целесообразно работать в основном днем.

Нежелательно и ездить на максимальной скорости, если можно работать спокойнее. Ездить в любом случае надо помедленнее.

О том, как собрать трансмиссию и тормоза на мини-тракторе переломке вы можете узнать, посмотрев видео немного ниже.